| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 21 августа 1997 г. N С5-7/ОЗ-581

 

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ

"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ"

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует, что 17 июня 1997 г. Государственной Думой принят Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", который подписан Президентом Российской Федерации 21 июля 1997 г., N 122-ФЗ.

Федеральный закон опубликован в "Российской газете" 30 июля 1997 г. N 145.

Федеральным законом, в частности, определяется понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 2); предусмотрен перечень прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственная регистрация которых обязательна (ст. 4); установлен круг участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав (ст. 5); определены органы, осуществляющие государственную регистрацию прав (глава II) и порядок государственной регистрации прав (глава III); предусмотрены государственная регистрация отдельных видов прав на недвижимое имущество и сделок с ним (глава IV) и ответственность при государственной регистрации прав (глава V).

Предлагается обратить внимание на некоторые положения Федерального закона, имеющие отношение к деятельности арбитражных судов.

1. Установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (ст. 2).

Органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются учреждения юстиции по регистрации прав (п. 1 ст. 9). Порядок создания и структура учреждений юстиции по регистрации прав, а также принципы их размещения определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 9). Компетенция учреждений юстиции по регистрации прав определена в пункте 3 статьи 9 Федерального закона.

2. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (п. 5 ст. 2).

3. В статье 7 Федерального закона регулируются вопросы представления органом, осуществляющим государственную регистрацию, сведений об объектах недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре прав.

В течение пяти дней заявителю предоставляется запрошенная информация либо выдается письменный мотивированный отказ. Такой отказ может быть обжалован обратившимся за информацией в суд (п. 2 ст. 7).

4. Сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, а также выписки, содержащие сведения о переходе прав на объект недвижимости, предоставляются в установленном законом порядке лицам, перечисленным в пункте 3 статьи 7 Федерального закона, в частности судам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их правообладателями.

5. Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона предусмотрен круг органов, которым в соответствии с законами Российской Федерации учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предоставляет информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним. Такая информация предоставляется, в частности, по запросам правоохранительных органов и судов по находящимся в производстве делам.

6. Статья 16 Федерального закона посвящена представлению документов на государственную регистрацию прав. Установлено, в частности, что в случае, если права возникают на основании договоров (сделок), не требующих нотариального удостоверения (и это удостоверение не является обязательным для данного вида сделки), заявления о государственной регистрации прав подают все стороны договора (сделки). При уклонении одной из сторон от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны. Убытки, возникшие в результате приостановления государственной регистрации прав, несет уклоняющаяся сторона (п. 1 ст. 16).

7. Статьей 17 Федерального закона определены основания для государственной регистрации прав. Таким основанием является, в частности, и вступившие в законную силу судебные решения (п. 1 ст. 17).

8. Федеральным законом предусмотрены основания приостановления государственной регистрации прав (ст. 19). Одним из таких оснований являются определения или решения суда (п. 4 ст. 19). Приостановление государственной регистрации прав сопровождается внесением соответствующей отметки в Единый государственный реестр прав.

9. Основания для отказа в государственной регистрации прав установлены статьей 20 Федерального закона. При этом предусматривается, что отсутствие или незаконченность работ по кадастровому учету земельного участка или наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него (п. 2 ст. 20). Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

10. Статьей 21 Федерального закона установлен порядок исправления технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда, арбитражного суда (п. 2 ст. 21).

11. В статье 24 Федерального закона регулируются вопросы государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество.

Установлено, что в случае государственной регистрации права на долю в общей долевой собственности к заявлению о государственной регистрации со стороны других сособственников должны прилагаться в письменной форме согласия, которые должны быть оформлены каждым сособственником в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, или быть нотариально заверены. При отсутствии согласия всех сособственников регистратор прав обязан приостановить государственную регистрацию на два месяца и в трехдневный срок направить извещения о приостановлении государственной регистрации прав всем сособственникам, не выразившим свое согласие. В случае, если в течение указанного срока сособственники не оформят свои возражения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, или не представят нотариально заверенные возражения, государственная регистрация прав на долю в общей долевой собственности проводится без их согласия. Спор между сособственниками, возникший в связи с такими возражениями, подлежит разрешению в судебном порядке (п. 1 ст. 24).

12. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда или третейского суда, осуществляется в соответствии со статьей 28 Федерального закона. Предусмотрено, в частности, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда (п. 1 ст. 28).

Вступившие в силу решения и определения судов в отношении прав на недвижимое имущество подлежат в трехдневный срок обязательному направлению судебными органами в учреждение юстиции по регистрации прав (п. 3 ст. 28).

13. Порядок государственной регистрации ипотеки определяется статьей 29 Федерального закона. Предусмотрено, что регистрационная запись об ипотеке погашается на основании заявления залогодержателя, заявления залогодателя с приложением документов об исполнении основного договора либо на основании вступившего в силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда (п. 4 ст. 29).

14. Статьей 30 Федерального закона устанавливается, что любые права на недвижимое имущество, связанные с распоряжением им на условиях доверительного управления или опеки, должны регистрироваться только на основании документов, определяющих такие отношения, в том числе на основании договоров или решения суда.

15. Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие Федерального закона, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие (п. 6 ст. 33).

Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом. Предусмотрено, что государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу Федерального закона, является юридически действительной (п. 1 ст. 6).

16. До приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с Федеральным законом действующие на территории Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Федеральному закону (п. 5 ст. 33).

17. Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования (п. 1 ст. 33).

 

Заместитель Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

О.В.БОЙКОВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024