| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 2 сентября 2005 г. N 0100/7154-05-32

 

О ПИТЬЕВОМ ВОДОСНАБЖЕНИИ

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав состояние централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения в Российской Федерации, сообщает. В ряде субъектов Российской Федерации приняты региональные программы по улучшению питьевого водоснабжения населения. Так, в Чувашской Республике разработана целевая программа "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2005 - 2008 гг.", утверждена Указом Президента Чувашской Республики от 29.12.2001 N 142; в г. Санкт-Петербурге разработана программа "Реконструкция и развитие систем водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга на 2004 - 2011 гг.", утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 642; в Самарской области принята областная целевая программа "Обеспечение населения Самарской области питьевой водой на 2004 - 2005 гг. и на период до 2010 г."; приняты региональные законы "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" в Оренбургской, Калининградской, Архангельской, Кемеровской областях.

В настоящее время рассматривается проект технического регламента "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", что позволит в соответствии с законом о техническом регулировании привести в соответствие действующую нормативную базу к международным стандартам и требованиям.

Однако состояние питьевого водоснабжения остается одной из актуальных проблем на территории Российской Федерации.

На фоне увеличения количества коммунальных водопроводов, повышения уровня надлежащей эксплуатации водопроводных сооружений и организации производственного контроля качество воды в местах водозабора и в разводящей сети существенно не изменилось в 2004 г. по сравнению с 2003 г. и продолжает оставаться неудовлетворительным. В 2004 году в Российской Федерации эксплуатировалось 18773 коммунальных и 44995 ведомственных водопроводов. Не отвечали санитарным правилам и нормам в 2004 году поверхностные источники питьевого водоснабжения - 45,5% (в 2003 году - 41,2%), подземные - 16,7% (в 2003 году - 17,6%). Несмотря на относительную защищенность подземных вод, которая обуславливает приоритетность их использования для питьевого водоснабжения, к настоящему времени выявлено около 1800 очагов их загрязнения.

Отмечается неудовлетворительное качество воды поверхностных источников в местах водозабора по санитарно-химическим и микробиологическим показателям в следующих субъектах Российской Федерации: Архангельской, Кировской, Тюменской, Кемеровской, Новгородской, Костромской, Саратовской, Самарской, Ульяновской, Ивановской областях, Республиках Саха (Якутия), Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском крае. В этих условиях особое значение приобретает качество очистки и обеззараживания воды. Однако в целом по Российской Федерации положение с очисткой и обеззараживанием на водопроводах в 2003 - 2004 годах также остается неудовлетворительным. Количество водопроводов из поверхностных источников, не имеющих необходимого комплекса очистных сооружений, возросло с 33,6% в 2003 году до 34,2% в 2004 году. Наибольшее число случаев отсутствия полного комплекса очистных сооружений имеет место на водопроводах в Приволжском федеральном округе (47%). Тяжелая ситуация с водоподготовкой сложилась в Саратовской области, где из 231 водопровода 179 не имеют полного комплекса очистных сооружений, в Тюменской области из 111 водопроводов 82 также не имеют полного комплекса очистных сооружений. Отмечается увеличение процента нестандартных проб питьевой воды по микробиологическим и санитарно-химическим показателям в Дальневосточном и Уральском федеральных округах. Кроме того, по данным ФИФ социально-гигиенического мониторинга в питьевой воде зафиксировано превышение нормативов по веществам 1 класса опасности (более 1 ПДК) на территориях Новгородской, Мурманской, Волгоградской и др. областей, Красноярском крае, Республике Дагестан, по веществам 2 - 3 классов опасности (более 3 ПДК) загрязнение зафиксировано на территориях 73 субъектов. Серьезной проблемой продолжает оставаться состояние водоразводящих сетей. 19,05% проб воды из водопроводной сети не соответствуют требованиям по санитарно-химическим и 7,87% - по бактериологическим показателям, от 40 до 70% сетей требуют замены.

Исходя из представленных отчетных данных за 2004 год требует особого внимания водоснабжение сельских населенных мест. Из 164957 источников нецентрализованного водоснабжения (каптажи, родники, колодцы) 141703 (22,1%) не отвечают санитарным правилам и нормам. Основными причинами этого являются: отсутствие своевременного проведения ремонтных работ, обеззараживания воды, слабая защищенность водоносных горизонтов, отсутствие должной зоны санитарной охраны. Практически повсеместно колодцы не стоят на балансе сельской администрации и остаются бесхозными. Наибольшее количество проб воды, не отвечающих гигиеническим требованиям из источников нецентрализованного водоснабжения по микробиологическим показателям, - в Республиках Карелия, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, а также Владимирской, Рязанской, Архангельской, Калужской, Вологодской и других областях, по санитарно-химическим показателям - в Республиках Саха (Якутия), Калмыкия, Бурятия.

Количество исследований питьевой воды (централизованного и нецентрализованного водоснабжения) проводится крайне недостаточно, менее 10 проб в год в среднем на территориях ряда субъектов Российской Федерации (в Читинской, Свердловской, Кемеровской и др. областях, Красноярском крае, Республиках Коми, Алтай, Татарстан, Хакасия, Дагестан и др.). Планы производственного контроля за питьевым водоснабжением либо отсутствуют, либо не отвечают поставленным задачам, а точки отбора проб воды выбираются без учета "критических" мест в системе водоснабжения и, следовательно, не дают репрезентативных результатов. Все это говорит об отсутствии надежного контроля качества питьевой воды. В 2004 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 19 вспышек водного характера (в 2003 г. - 16) с числом пострадавших 1715 человек. Наиболее крупные очаги групповой заболеваемости острыми кишечными инфекциями, связанной с водным фактором, были зарегистрированы среди населения Республики Дагестан (402 человека пострадавших), г. Новомосковске Тульской области (466 человек пострадавших). В последние годы обращает на себя внимание повышенная заболеваемость энтеровирусной инфекцией, связанная с употреблением недоброкачественной питьевой воды, на территориях Уральского и Сибирского федеральных округов (Свердловская, Иркутская, Новосибирская области, Красноярский край, Республики Бурятия и Калмыкия).

Учитывая изложенное, с целью обеспечения безопасности питьевой воды необходимо:

Активизировать работу по участию в формировании и реализации программ по улучшению питьевого водоснабжения в субъектах Российской Федерации.

Потребовать от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных систем водоснабжения и распределительной сети, обеспечение соответствия качества питьевой воды санитарным нормам и правилам.

Обратить внимание на неудовлетворительный мониторинг качества питьевой воды, выбор адресных мест и точек отбора проб.

Ужесточить требования к санитарно-эпидемиологическому состоянию производства питьевой воды, организации зон санитарной охраны питьевых водоисточников.

Принять меры по информированию и санитарному просвещению населения в сельской местности по правильному использованию и содержанию систем водоснабжения.

О принятых мерах, в т.ч. по выполнению мероприятий, изложенных в письмах Роспотребнадзора (N 0100/5000-05-32 от 30.06.2005 "О нарушении СанПиН в 1 и 2 поясах ЗСО поверхностных источников централизованного питьевого водоснабжения" и N 0100/4996-05-22 от 20.06.2005 "О санитарно-эпидемиологической безопасности синтетических полиэлектролитов, применяемых в практике водоподготовки"), по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой, сообщить в адрес Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 1 декабря 2005 года.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024