| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 21 декабря 2009 г. N 20-0/10/2-10360

 

О ФОРМИРОВАНИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ

ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ

ПОМОЩИ НА 2010 ГОД

 

Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 811 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направляет разъяснения некоторых вопросов формирования и экономического обоснования территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год (далее - территориальная программа государственных гарантий), согласованные с Министерством финансов Российской Федерации (от 17 декабря 2009 г. N 12-03-08).

1. Субъект Российской Федерации приложением к территориальной программе государственных гарантий утверждает стоимость территориальной программы государственных гарантий по форме, приведенной в приложении 1.

2. Установленные объемы медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, должны включать, в том числе, объемы деятельности по реализации национального проекта "Здоровье" и обеспечению отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами и служат основой для формирования государственного (муниципального) задания по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Нормативы объема медицинской помощи, в том числе предоставляемых за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), указываются в текстовой части территориальной программы государственных гарантий.

3. При формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год и при определении объема финансового обеспечения территориальных программ обязательного медицинского страхования следует учитывать численность работников организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также населения закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами.

4. Порядок разработки и финансирования выполнения государственных (муниципальных) заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней и средств ОМС, а также контроль за их реализацией осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией".

Законодательством Российской Федерации не предусмотрено включение в государственные (муниципальные) задания по выполнению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи государственных услуг на частично платной или платной основе.

5. В целях повышения эффективности оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства, в субъекте Российской Федерации может создаваться служба неотложной медицинской помощи. Единицей объема является посещение медицинской организации и посещение на дому.

Для экономического обоснования расходов на неотложную медицинскую помощь рекомендуется использовать усредненные показатели в расчете на одного жителя в год: 0,96 посещения, в том числе 0,9 посещения учреждений здравоохранения и 0,06 посещения на дому. Расчетные показатели объема неотложной медицинской помощи входят в норматив - 9,5 посещения и подушевой норматив финансового обеспечения, предусмотренный Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год (далее - Программа) - 7 633,4 рубля.

Расчетная стоимость одного посещения в среднем (включая затраты на медикаменты и изделия медицинского назначения) - 323,0 рубля, в том числе 229,0 рубля в медицинской организации и 1 169,4 рубля на дому (включая затраты на содержание парка автомобилей и транспортные расходы). Оплата неотложной медицинской помощи осуществляется за счет средств ОМС в рамках базовой программы ОМС. При этом тариф по ОМС на посещение в связи с оказанием неотложной медицинской помощи на дому не включает затраты на содержание парка автомобилей и транспортные расходы. Затраты, не включенные в тариф ОМС, осуществляются за счет бюджетных ассигнований местного бюджета.

6. Для медицинских учреждений, в составе которых на функциональной основе созданы Центры здоровья, единицей объема первичной медико-санитарной помощи является посещение:

- впервые обратившихся граждан в отчетном году для проведения комплексного обследования;

- обратившихся граждан для динамического наблюдения, по рекомендации врача Центра здоровья.

Посещения учитываются в нормативе объема амбулаторной медицинской помощи и составляют 0,1 посещения на 1 жителя в год.

Медицинские учреждения, в которых созданы Центры здоровья, участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в части оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи в этих структурных подразделениях.

Оплата первичной медико-санитарной помощи, оказанной в Центрах здоровья, осуществляется за счет средств системы ОМС на основе счетов реестров, заполненных в соответствии с Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (X пересмотра) по классу "Факторы, влияющие на состояние здоровья и обращения в учреждения здравоохранения (z00 - z99)". При этом объемы оказанной первичной медико-санитарной помощи подлежат учету, экспертизе и оплате в соответствии с тарифами и способами оплаты данного вида медицинской помощи, принятыми в рамках Тарифного соглашения, действующего на территории субъекта Российской Федерации.

Оплата первичной медико-санитарной помощи, оказанной в Центрах здоровья гражданам, не подлежащим обязательному медицинскому страхованию, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.

7. Тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Программой. Состав и структура тарифа на медицинские и иные услуги, предоставляемые по территориальной программе ОМС, определяются в соответствии с действующими нормативными документами решением согласительной комиссии.

Расходы на оплату договоров с врачами сторонних медицинских организаций, оказывающими консультативную помощь в рамках территориальной программы ОМС, могут подлежать оплате за счет средств ОМС при условии включения данных расходов в состав затрат на оказание медицинской помощи по ОМС, принятых тарифным соглашением, и относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" Бюджетной классификации Российской Федерации.

8. Первичная медико-санитарная помощь, оказанная средним медицинским персоналом, ведущим самостоятельный прием, оплачивается за счет средств ОМС по тарифам и способам оплаты, принятым в рамках Тарифного соглашения.

9. При предоставлении в соответствии с законодательством Российской Федерации одному из родителей (иному члену семьи) права нахождения с ребенком в больничном учреждении стоимость оказанной ребенку медицинской помощи включает расходы на содержание одного из родителей (иного члена семьи) и финансируется за счет средств ОМС по видам медицинской помощи и заболеваниям, включенным в территориальную программу ОМС.

10. Объемы медицинской помощи рекомендуется корректировать с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций.

При определении размера предусмотренных Правительством Российской Федерации нормативов принято следующее соотношение детей (в возрасте от нуля до семнадцати лет включительно) и взрослых: 22% (коэффициент 0,22) и 78% (коэффициент 0,78) соответственно.

Рекомендуемые нормативы объема медицинской помощи в расчете на 1000 жителей необходимо, прежде всего, корректировать с помощью поправочных коэффициентов, учитывающих особенности демографического состава населения субъекта Российской Федерации.

Поправочные коэффициенты рассчитываются путем деления удельного веса (в % или долях единицы) численности детей и взрослых в структуре населения территории на соответствующие показатели по Российской Федерации.

Например, если в структуре населения субъекта Российской Федерации дети составляют 20% и взрослые - 80%, то поправочные коэффициенты составят: 0,91 для детского (20 / 22 = 0,91) и 1,03 для взрослого населения (80 / 78 = 1,03)

Для получения скорректированных расчетных нормативов числа койко-дней для взрослых и детей данной территории необходимо найти произведение соответствующих данных таблицы 2.1 приложения 2 (Рекомендуемые объемы стационарной медицинской помощи для взрослых и детей) на поправочные коэффициенты (таблица 1).

 

Таблица 1

 

Пример коррекции норматива числа койко-дней

на 1000 жителей по кардиологическому профилю для субъекта

Российской Федерации

 

Показатель          

Число койко-дней на 1000 жителей   

в том числе для:    

всего    

взрослых 

детей   

Норматив по Программе        

106,84

5,36

112,20

Поправочный коэффициент      

1,03

0,91

-

Скорректированный            
норматив для субъекта        
Российской Федерации         



110,05



4,88



114,93

 

Пример расчета: 106,84 x 1,03 + 5,36 x 0,91 = 114,93 койко-дней на 1000 жителей = 0,11493 койко-дней на 1 жителя.

Затем проводится корректировка рассчитанных нормативов объема медицинской помощи с учетом заболеваемости населения территории с использованием как отчетных данных, так и результатов специальных исследований. По данным официальной статистической отчетности за предыдущий год анализируются состав больных в стационаре и число проведенных ими койко-дней в разрезе классов и групп заболеваний. По каждой группе заболеваний должны быть даны предложения по более эффективному использованию ресурсов и применению новых медицинских и организационных технологий (включая стационарозамещающие). В результате должен быть определен конкретный объем стационарной медицинской помощи, который необходимо оказать больным по профилям отделений с учетом уровня организации медицинской помощи.

Территориальные нормативы объема стационарной медицинской помощи корректируются по каждому уровню и профилю, затем путем суммирования определяется скорректированный норматив объема стационарной медицинской помощи (число койко-дней на 1 жителя) для данной территории. Этот показатель, как правило, не должен превышать норматив объема стационарной помощи, установленный Программой. В исключительных случаях превышение норматива может быть обосновано более высоким, чем в среднем по России, уровнем госпитализированной заболеваемости населения, демографическими особенностями региона, уровнем территориальной доступности бюджетных услуг (плотность транспортных путей постоянного действия, расселение и проживание жителей в труднодоступных, горных районах, районах с ограниченными сроками завоза груза, доля населения, проживающего в мелких населенных пунктах).

В исключительных случаях превышение норматива может быть обосновано более высоким, чем в среднем по России, уровнем госпитализированной заболеваемости населения, демографическими особенностями региона, уровнем территориальной доступности бюджетных услуг (плотность транспортных путей постоянного действия, расселение и проживание жителей в труднодоступных, горных районах, районах с ограниченными сроками завоза груза, доля населения, проживающего в мелких населенных пунктах).

Для определения абсолютного числа необходимых койко-дней для населения субъекта Российской Федерации необходимо величину скорректированного норматива числа койко-дней на 1 жителя субъекта Российской Федерации умножить на численность населения этой территории по прогнозу Росстата на начало 2010 года.

Аналогично проводятся коррекция и расчеты нормативов обеспечения потребности населения в амбулаторной медицинской помощи и медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров (приложение 2, таблицы 2.2 - 2.4). При условии установления территориальных нормативов объема стационарной и скорой медицинской помощи ниже нормативов, установленных Правительством Российской Федерации, допускается увеличение размера территориальных нормативов амбулаторной медицинской помощи по сравнению с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации.

Рекомендуемые Программой нормативы объема скорой медицинской помощи необходимо корректировать с учетом территориальной доступности бюджетных услуг, а также демографических особенностей региона.

Рекомендуется использование дифференцированных нормативов объема скорой медицинской помощи, рассчитанных на одного жителя в год, до 0,330 для Пермского края, Республик Карелия, Коми, Бурятия, Еврейской автономной области, Амурской, Томской, Мурманской, Тюменской областей и до 0,360 для Красноярского, Камчатского, Хабаровского, Забайкальского краев, Архангельской, Сахалинской, Иркутской, Магаданской областей, Чукотского автономного округа.

Применение скорректированных нормативов объема медицинской помощи возможно при условии соблюдения законодательства Российской Федерации по разграничению полномочий в сфере здравоохранения, а также отделения неотложной медицинской помощи от скорой, сбалансированности территориальных объемов медицинской помощи по всем видам, наличия соответствующих ресурсов в регионе.

Субъект Российской Федерации учитывает рекомендуемые объемы и относительные коэффициенты стоимости единиц объема медицинской помощи по основным профилям и специальностям, при этом вправе самостоятельно расширять перечень специальностей в соответствии с уровнем оказания медицинской помощи и проводить коррекцию объемов по профилям отделений медицинских организаций и по специальностям в пределах рекомендуемых объемов (приложения 2, 3).

При определении территориальных нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи необходимо провести коррекцию путем умножения величины соответствующего федерального норматива по условиям медицинской помощи на величину районного коэффициента (рассчитанного с учетом районного коэффициента и надбавок к заработной плате за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями - в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях).

Например, территориальный норматив финансовых затрат на один койко-день в субъекте Российской Федерации с районным коэффициентом 1,1700 составит:

 

1380,6 руб. x 1,1700 = 1615,3 руб.

 

Для расчета норматива финансовых затрат на один койко-день по профилю отделения и уровню оказания медицинской помощи необходимо территориальный норматив финансовых затрат на один койко-день умножить на соответствующий относительный коэффициент стоимости (таблица 3.1 приложения 3).

Например, норматив финансовых затрат на один койко-день по кардиологическому профилю для взрослых на муниципальном уровне составит:

 

1615,3 руб. x 0,775 = 1251,9 руб.

 

Аналогично рассчитываются нормативы финансовых затрат на одно посещение и один пациенто-день по специальностям (приложение 3, таблицы 3.2 и 3.3).

Например, норматив финансовых затрат на одно посещение по кардиологии и ревматологии для взрослых составит:

 

218,1 руб. x 1,17 x 0,9675 = 246,9 руб.

 

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, в том числе за счет средств ОМС, следует указать в текстовой части территориальной программы государственных гарантий.

11. Оказание медицинской помощи при заболеваниях зубов и полости рта входит в базовую программу ОМС, поскольку данные заболевания в соответствии с МКБ-10 относятся к болезням органов пищеварения.

При планировании и учете объемов гарантируемой стоматологической помощи населению по территориальной программе государственных гарантий на 2010 год учитываются как посещения, так и условные единицы трудоемкости (далее - УЕТ). При пересчете УЕТ в посещения рекомендуется использовать переводные коэффициенты, сложившиеся в субъекте Российской Федерации в зависимости от используемых ресурсов и технологий, а также организации стоматологической помощи. Для обоснования размера тарифа на стоматологическую помощь целесообразно устанавливать перечень лекарственных средств, изделий медицинского назначения, необходимых для ее оказания в рамках территориальной программы государственных гарантий.

12. Прочие медицинские и иные услуги, в соответствии с разделом III Программы, предоставляются за счет средств соответствующих бюджетов в лепрозориях, центрах по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита и инфекционными заболеваниями, центрах медицинской профилактики, врачебно-физкультурных диспансерах, центрах профессиональной патологии, санаториях, включая детские, а также в санаториях для детей с родителями, бюро судебно-медицинской экспертизы, патолого-анатомических бюро, медицинских информационно-аналитических центрах, бюро медицинской статистики, станциях переливания крови, центрах крови, центрах планирования семьи и репродукции, центрах охраны репродуктивного здоровья подростков, домах ребенка, включая специализированные, хосписах, домах (больницах) сестринского ухода, молочных кухнях и в прочих медицинских учреждениях, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которые не участвуют в реализации территориальной программы ОМС.

13. Предусмотренные Правительством Российской Федерации финансовые нормативы определены исходя из нормативов объема в расчете на одного человека по условиям оказания медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи без учета влияния районных коэффициентов.

Стоимость территориальной программы государственных гарантий формируется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также средств обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС.

Размер бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов на реализацию территориальной программы государственных гарантий определяется исходя из величины подушевого норматива финансового обеспечения Программы за счет средств соответствующих бюджетов (3573,8 руб.), районного коэффициента и численности населения субъекта Российской Федерации по прогнозу Росстата на начало 2010 года.

Для определения оптимального размера взносов на ОМС неработающего населения следует учитывать коэффициенты удорожания стоимости медицинской помощи неработающим населением (в частности, коэффициент удорожания стоимости медицинской помощи для детей от нуля до четырех лет составляет 1,62, а для лиц шестидесяти лет и старше - 1,32) по отношению к подушевому нормативу финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования, принятому за 1,0.

Для расчета коэффициента удорожания стоимости медицинской помощи неработающему населению субъекта Российской Федерации необходимо численность населения определенных возрастных групп умножить на соответствующий этой группе коэффициент удорожания стоимости медицинской помощи, затем найти сумму и разделить ее на численность всего населения субъекта Российской Федерации (таблица 2).

 

Таблица 2

 

Пример расчета коэффициента удорожания стоимости

медицинской помощи населению субъекта Российской Федерации

 

Возрастная группа  
(лет)        

Численность населения 

Коэффициент удорожания

0 - 4        

109 050

1,62

5 - 59       

1 677 313

1,00

60 и старше    

222 634

1,32

всего        

2 008 997

1,069

 

Пример расчета: (109 050 x 1,62 + 1 677 313 x 1,0 + 222 634 x 1,32) / 2 008 997 = 1,069

Для определения стоимости территориальной программы ОМС необходимо величину подушевого норматива ее финансового обеспечения за счет средств ОМС (4059,6 руб.) умножить на районный коэффициент и на численность застрахованного населения в субъекте Российской Федерации.

Медицинская помощь гражданам, не подлежащим обязательному медицинскому страхованию, оказывается и оплачивается за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Территориальным фондам обязательного медицинского страхования и страховым медицинским организациям необходимо осуществлять работу по актуализации базы данных застрахованных по ОМС граждан.

Медицинская помощь по видам, включенным в базовую программу ОМС, оказывается застрахованным по ОМС на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами территории страхования.

Оплата медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, работающими в системе ОМС, застрахованным по ОМС вне территории страхования, осуществляется по видам, включенным в базовую программу ОМС, по тарифам и способам оплаты, действующим на территории оказания медицинской помощи на дату завершения случая оказания медицинской помощи.

14. Субъекты Российской Федерации вправе включать дополнительные объемы медицинской помощи и соответственно увеличивать стоимость территориальной программы государственных гарантий исходя из потребности населения в медицинской помощи, учитывая при этом финансовые возможности региона.

15. При осуществлении субъектом Российской Федерации перехода на преимущественно одноканальное финансовое обеспечение территориальной программы государственных гарантий за счет средств ОМС (при условии утверждения размера подушевого норматива финансового обеспечения территориальной программы ОМС не ниже уровня 2009) необходимо придерживаться предусмотренного Правительством Российской Федерации норматива финансового обеспечения Программы в целом и не допускать увеличения размера дефицита территориальной программы государственных гарантий по тем видам медицинской помощи, которые остаются на финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

Включение дополнительных условий, видов и объемов медицинской помощи в территориальную программу ОМС возможно при условии финансового обеспечения территориальной программы государственных гарантий с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов.

Оказание медицинской помощи при социально значимых заболеваниях и заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, значительно шире страхового случая, при возникновении которого оказывается и оплачивается медицинская помощь за счет средств ОМС. В этой связи включение в систему ОМС оплаты медицинской помощи при социально значимых заболеваниях и заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, возможно лишь при наличии гарантий органов государственной власти о выполнении обязательств по социальной защите пациентов с названными заболеваниями.

16. Размер дефицита финансового обеспечения территориальной программы государственных гарантий в 2010 году рекомендуется определять как разность утвержденной субъектом Российской Федерации стоимости территориальной программы государственных гарантий и потребности в финансовом обеспечении территориальной программы государственных гарантий, определяемой исходя из подушевого норматива финансового обеспечения Программы, предусмотренного Правительством Российской Федерации на 2010 год, с учетом районных коэффициентов, прогноза численности населения субъекта Российской Федерации на начало 2010 года.

Размер дефицита финансового обеспечения территориальной программы ОМС в 2010 году рекомендуется определять как разность утвержденной субъектом Российской Федерации стоимости территориальной программы ОМС и потребности в финансовом обеспечении территориальной программы ОМС, определяемой исходя из подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, установленного Правительством Российской Федерации на 2010 год, с учетом районных коэффициентов, прогноза численности застрахованных граждан субъекта Российской Федерации на начало 2010 года.

17. Для определения размера бюджетных ассигнований, необходимого для финансового обеспечения учреждений здравоохранения, работающих в системе ОМС, в части их расходов, не включенных в тариф, следует произвести расчет стоимости территориальной программы ОМС:

а) с учетом финансового обеспечения учреждений здравоохранения, работающих в системе ОМС, по всем статьям расходов (полный тариф);

б) с учетом финансового обеспечения учреждений здравоохранения, работающих в системе ОМС, только по статьям расходов, включенных в тариф по ОМС.

18. Проведение заместительной почечной терапии методами гемодиализа и перитонеального диализа относится к специализированной медицинской помощи, оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов.

За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляется высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации и не вошедшая в государственное задание, сформированное в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

19. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 735 "Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения" к изделиям медицинского назначения относятся приборы, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, комплексы, оборудование, приспособления, перевязочные и шовные средства, стоматологические материалы, наборы реагентов, контрольные материалы и стандартные образцы, калибраторы, расходные материалы для анализаторов, изделия из полимерных, резиновых и иных материалов.

Таким образом, расходы по проведению внутрилабораторного контроля качества клинических исследований в рамках территориальной программы ОМС могут подлежать оплате за счет средств ОМС при условии включения данных расходов в состав затрат на оказание медицинской помощи по ОМС, принятых Тарифным соглашением.

20. В соответствии с законодательством Российской Федерации, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 811 и иными нормативными и правовыми актами орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения совместно с территориальным фондом ОМС обеспечивает ведение раздельного учета объемов медицинской помощи и их финансового обеспечения по видам в соответствии с условиями предоставления в медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий.

21. Методика планирования кадровых ресурсов и количества коек, необходимых для оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в рамках территориальной программы государственных гарантий, представлена в приложении 4 и может быть рекомендована для обоснования и установления территориальных нормативов обеспеченности населения ресурсами (медицинскими кадрами и больничными койками).

Выполнение предусмотренного Программой норматива объема стационарной медицинской помощи следует осуществлять за счет более эффективного и рационального использования коечного фонда (перепрофилизации и реструктуризации коечного фонда, оптимизации показателей работы койки и др.) по уровням оказания медицинской помощи в целях обеспечения ее доступности, а не за счет необоснованного сокращения коек, в том числе развернутых на базе сельских участковых больниц.

22. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 811 территориальная программа государственных гарантий на 2010 год в виде приложений должна содержать виды и условия оказания медицинской помощи; перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания скорой, неотложной и стационарной медицинской помощи; перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен; целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи в соответствии с разделом VI Программы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 811, перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, а также государственное (муниципальное) задание медицинским учреждениям и другим медицинским организациям, участвующим в реализации территориальной программы государственных гарантий.

Следует учитывать, что показатели качества медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий рассчитываются:

- удовлетворенность населения медицинской помощью - в процентах от числа опрошенных;

- число лиц, страдающих социально значимыми болезнями, с установленным впервые в жизни диагнозом - на 100 000 населения;

- число лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами, - на 10 000 населения соответствующего возраста;

- смертность населения - на 1000 населения;

- смертность населения в трудоспособном возрасте - на 100 000 населения соответствующего возраста;

- смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний, внешних причин, в результате дорожно-транспортных происшествий - на 100 000 населения;

- материнская смертность - на 100 000 родившихся живыми;

- младенческая смертность - на 1000 родившихся живыми.

23. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации обязаны информировать граждан о видах и объемах медицинской помощи, перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, расходных материалов, устройств и изделий медицинского назначения, отдельных медицинских технологий, предоставляемых гражданам бесплатно в рамках территориальной программы государственных гарантий, а также об установленных территориальной программой государственных гарантий порядке, условиях и критериях доступности и качества медицинской помощи.

 

Т.А.ГОЛИКОВА

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Таблица 1.1

 

             Утвержденная стоимость территориальной программы

     государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации

        бесплатной медицинской помощи по источникам ее финансового

                        обеспечения на 2010 год <*>

              ______________________________________________

               (наименование субъекта Российской Федерации)

 

┌─────────────────────────────────────────────┬────┬──────────────────────┐

      Источники финансового обеспечения      │ N      Утвержденная     

  территориальной программы государственных  │стр.│      стоимость      

   гарантий оказания гражданам Российской           территориальной   

   Федерации бесплатной медицинской помощи             программы      

                                                 ├───────────┬──────────┤

                                                    всего   │на одного │

                                                 │(млн. руб.)│  жителя 

                                                              (руб.) 

├─────────────────────────────────────────────┼────┼───────────┼──────────┤

                      1                      │ 2       3         4    

├─────────────────────────────────────────────┼────┼───────────┼──────────┤

│Стоимость территориальной программы          │ 01 │                    

│всего                                                                

│(сумма строк 02 + 09)                                                

│в том числе за счет:                                                 

├─────────────────────────────────────────────┼────┼───────────┼──────────┤

│средств консолидированного бюджета субъекта  │ 02 │                    

│Российской Федерации <*>                                             

├─────────────────────────────────────────────┼────┼───────────┼──────────┤

│средств консолидированного бюджета субъекта  │ 03 │                    

│Российской Федерации на содержание                                   

│медицинских организаций, работающих в системе│                        

│ОМС                                                                  

├─────────────────────────────────────────────┼────┼───────────┼──────────┤

│Стоимость территориальной программы ОМС за   │ 04 │                    

│счет средств системы ОМС, в том числе:                               

├─────────────────────────────────────────────┼────┼───────────┼──────────┤

│- страховые взносы (платежи) на ОМС          │ 05 │                    

│работающего населения                                                 

├─────────────────────────────────────────────┼────┼───────────┼──────────┤

│- страховые взносы (платежи) на ОМС          │ 06 │                    

│неработающего населения                                              

├─────────────────────────────────────────────┼────┼───────────┼──────────┤

│- налоговые поступления <**>                 │ 07 │                    

├─────────────────────────────────────────────┼────┼───────────┼──────────┤

│- прочие поступления, включая дотации ФФОМС  │ 08 │                    

├─────────────────────────────────────────────┼────┼───────────┼──────────┤

│Стоимость территориальной программы ОМС всего│ 09 │                    

│(сумма строк 03 + 04)                                                

└─────────────────────────────────────────────┴────┴───────────┴──────────┘

 

--------------------------------

<*> Без учета бюджетных ассигнований федерального бюджета на ОНЛС, реализацию национального проекта "Здоровье" и целевые программы.

<**> Для страхователей, использующих до 2011 года специальные налоговые режимы.

 

Таблица 1.2

 


 

             Утвержденная стоимость территориальной программы

     государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации

        бесплатной медицинской помощи по условиям ее предоставления

         на 2010 год ______________________________________________

                      (наименование субъекта Российской Федерации)

 

┌──────────────────────────┬──────┬─────────────┬────────────┬──────────┬────────────────┬──────────────────────────┐

    Медицинская помощь    │ N N     Единица   │ Территор.  │Территор. │   Подушевые    │Стоимость территориальной │

│по источникам финансового │строки│  измерения  │ нормативы  │ нормат.     нормативы    │ программы по источникам 

  обеспечения и условиям                       объемов   │ финанс.  │ финансирования │ее финансового обеспечения│

      предоставления                         │медицинской │  затрат  │территориальной │                         

                                             │ помощи на  │на единицу│   программы                             

                                             │1-го жителя │  объема  ├────────────────┼───────────────────┬──────┤

                                                           мед.         руб.           млн. руб.     │в % к │

                                                           помощи  ├────────┬───────┼─────────┬─────────┤итогу │

                                                                   │за счет │за счет│ за счет │средства │     

                                                                   │средств │средств│ средств │   ОМС        

                                                                   │ конс.    ОМС    конс.                

                                                                   │бюджета │       │ бюджета │              

                                                                   │субъекта│       │субъекта │              

                                                                      РФ             РФ                  

├──────────────────────────┼──────┼─────────────┼────────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼──────┤

            А               1         2           3          4        5       6       7        8      9  

├──────────────────────────┼──────┼─────────────┼────────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼──────┤

│ 1. Медицинская помощь,     01                    X          X                X      <*>       X         

│предоставляемая за счет                                                                                  

│консолидированного бюджета│                                                                               

│Российской Федерации                                                                                     

│ в том числе:                                                                                            

├──────────────────────────┼──────┼─────────────┼────────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼──────┤

│ 1.1. скорая медицинская    02  │вызов                                         X      <*>       X      X  

│помощь                                                                                                   

├──────────────────────────┼──────┼─────────────┼────────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼──────┤

│ 1.2. при заболеваниях,     03                    X          X                X      <*>       X      X  

│не включенных                                                                                            

│в территориальную                                                                                        

│программу ОМС,                                                                                           

│ в том числе:                                                                                            

├──────────────────────────┼──────┼─────────────┼────────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼──────┤

│ - амбулаторная помощь      04  │посещение                                     X      <*>       X      X  

├──────────────────────────┼──────┼─────────────┼────────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼──────┤

│ - стационарная помощь      05  │к/день                                        X      <*>       X      X  

├──────────────────────────┼──────┼─────────────┼────────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼──────┤

│ - в дневных стационарах    06  │пациенто-день│                                 X      <*>       X      X  

├──────────────────────────┼──────┼─────────────┼────────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼──────┤

│ 1.3. прочие виды           07                    X          X                X      <*>       X      X  

│медицинских и иных услуг                                                                                 

├──────────────────────────┼──────┼─────────────┼────────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼──────┤

│ 1.4. специализированная    08  │к/день            X          X                X      <*>       X      X  

│высокотехнологичная                                                                                      

│медицинская помощь,                                                                                      

│оказываемая в медицинских │                                                                               

│организациях субъекта РФ                                                                                 

├──────────────────────────┼──────┼─────────────┼────────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼──────┤

│ 2. Средства                09                    X          X                X                X         

│консолидированного бюджета│                                                                               

│субъекта Российской                                                                                      

│Федерации на содержание                                                                                  

│медицинских организаций,                                                                                 

│работающих в системе ОМС                                                                                 

│ в том числе на:                                                                                         

├──────────────────────────┼──────┼─────────────┼────────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼──────┤

│ - амбулаторную помощь      10  │посещение         X          X                X                X      X  

├──────────────────────────┼──────┼─────────────┼────────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼──────┤

│ - стационарную помощь      11  │к/день            X          X                X                X      X  

├──────────────────────────┼──────┼─────────────┼────────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼──────┤

│ - мед. помощь в дневных    12  │пациенто-день│     X          X                X                X      X  

│ стационарах                                                                                             

├──────────────────────────┼──────┼─────────────┼────────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼──────┤

│ 3. Медицинская помощь      13                    X          X        X               X                  

│в рамках территориальной                                                                                 

│программы ОМС за счет                                                                                    

│средств системы ОМС                                                                                      

│ в том числе:                                                                                            

├──────────────────────────┼──────┼─────────────┼────────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼──────┤

│ - амбулаторная помощь      14  │посещение                             X               X               X  

├──────────────────────────┼──────┼─────────────┼────────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼──────┤

│ - стационарная помощь      15  │к/день                                X               X               X  

├──────────────────────────┼──────┼─────────────┼────────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼──────┤

│ - в дневных стационарах    16  │пациенто-день│                         X               X               X  

├──────────────────────────┼──────┼─────────────┼────────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼──────┤

│ - затраты на АУП ТФОМС     17                    X          X        X               X               X  

├──────────────────────────┼──────┼─────────────┼────────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼──────┤

│ - затраты на АУП           18                    X          X        X               X               X  

│страховых медицинских                                                                                    

│организаций                                                                                              

├──────────────────────────┼──────┼─────────────┼────────────┼──────────┼────────┼───────┼─────────┼─────────┼──────┤

│ИТОГО (сумма строк          19                    X          X                                      │ 100 

│01 + 09 + 13)                                                                                            

└──────────────────────────┴──────┴─────────────┴────────────┴──────────┴────────┴───────┴─────────┴─────────┴──────┘

 


 

--------------------------------

<*> Без учета финансовых средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на содержание медицинских организаций, работающих в системе ОМС (затраты, не вошедшие в тариф).

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Таблица 2.1

 

Рекомендуемые объемы стационарной медицинской помощи

по профилям отделений

 

Профиль отделений   

Уровень 
госпита-
лизации 
(число  
госпита-
лизаций 
на 1000 
жителей 
в год)  

Средняя  
длитель- 
ность    
пребывания
1-го     
больного в
стационаре
(дней)   

Число койко-дней     
(круглосуточного пребывания)
на 1000 жителей      

всего 

в том числе для 

взрослых

детей 

А           

1   

2    

3   

4   

5   

Кардиологические      

6,5

17,3

112,20

106,84

5,36

Ревматологические     

0,8

20,4

16,33

15,69

0,64

Гастроэнтерологические

3,3

15,2

50,21

40,98

9,23

Пульмонологические    

2,8

18,6

52,17

44,36

7,81

Эндокринологические   

1,5

16,4

24,61

22,75

1,86

Нефрологические       

1,4

9,7

13,57

8,61

4,96

Гематологические      

0,7

16,0

11,17

8,58

2,59

Аллергологические     

0,4

14,8

5,94

5,22

0,72

Педиатрические (общие)

12,6

9,0

113,24

-

113,24

Терапевтические       
(общие)               


24,2


12,6


304,76


304,76


-

Патология             
новорожденных         


1,2


17,3


20,76


-


20,76

Травматологические    

6,5

12,4

80,94

72,36

8,58

Ортопедические        

1,2

20,0

24,05

19,14

4,91

Урологические         

4,1

9,5

38,91

36,07

2,84

Нейрохирургические    

2,0

8,8

17,63

16,28

1,35

Ожоговые              

0,4

17,4

6,96

5,11

1,85

Челюстно-лицевой      
хирургии              


1,1


6,9


7,62


6,18


1,44

Торакальной хирургии  

0,5

14,0

6,98

6,49

0,49

Проктологические      

0,6

9,8

5,87

5,49

0,38

Кардиохирургические   

0,3

13,6

4,07

3,21

0,86

Сосудистой хирургии   

0,6

14,1

8,44

8,01

0,43

Хирургические (общие) 

26,5

8,3

219,75

197,74

22,01

Онкологические        

6,2

13,4

83,24

80,57

2,67

Гинекологические      

20,1

6,1

122,13

121,41

0,72

Отоларингологические  

5,7

6,7

38,23

25,49

12,74

Офтальмологические    

4,5

8,4

37,87

32,21

5,66

Неврологические       

9,5

15,3

145,59

133,00

12,59

Дерматологические     

2,8

14,3

40,17

32,59

7,58

Инфекционные          

15,0

9,5

141,93

71,06

70,87

Для беременных и      
рожениц               


7,8


9,6


75,10


75,10


-

Патологии беременности

5,0

11,2

56,04

56,04

-

Психиатрические       

6,0

79,5

477,13

451,41

25,72

Наркологические       

4,5

14,6

65,55

65,55

-

Фтизиатрические       

4,0

83,7

334,85

315,20

19,65

Венерологические      

0,7

12,5

8,75

7,15

1,60

Для производства      
абортов               


5,0


1,5


7,24


7,24


-

ВСЕГО                 

196,0

14,2

2 780,00

2407,89

372,11

 

Таблица 2.2

 

Средние показатели, рекомендуемые для расчета

территориального норматива посещений в год на 1000 жителей

по специальностям (включая посещения, связанные

с неотложной медицинской помощью)

 

┌──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐

          Специальности              Число посещений на 1 000 жителей  

                                  ├────────────┬─────────────────────────┤

                                     всего         в том числе для    

                                              ├───────────┬─────────────┤

                                              │ взрослых      детей   

├──────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼─────────────┤

│Кардиология и ревматология               215,6│      182,8│         32,8│

├──────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼─────────────┤

│Педиатрия                              1 014,3│          -│      1 014,3│

├──────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼─────────────┤

│Терапия                                2 127,1│    2 127,1│            -│

├──────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼─────────────┤

│Эндокринология                            81,8│       79,9│          1,9│

├──────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼─────────────┤

│Аллергология                               9,7│        6,7│          3,0│

├──────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼─────────────┤

│Неврология                               455,4│      400,0│         55,4│

├──────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼─────────────┤

│Инфекционные болезни                      23,2│       11,2│         12,0│

├──────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼─────────────┤

│Хирургия                                 823,6│      717,1│        106,5│

├──────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼─────────────┤

│Урология                                  99,8│       96,3│          3,5│

├──────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼─────────────┤

│Стоматология                            1572,1│     1278,7│        293,4│

├──────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼─────────────┤

│Акушерство-гинекология                   665,2│      664,1│          1,1│

├──────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼─────────────┤

│Отоларингология                          503,8│      367,2│        136,6│

├──────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼─────────────┤

│Офтальмология                            454,5│      367,2│         87,3│

├──────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼─────────────┤

│Дерматология                             411,9│      363,5│         48,4│

├──────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼─────────────┤

│Психиатрия                               289,3│      245,9│         43,4│

├──────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼─────────────┤

│Наркология                               137,5│      137,5│            -│

├──────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼─────────────┤

│Фтизиатрия                               185,6│      167,4│         18,2│

├──────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼─────────────┤

│Венерология                              127,6│      127,6│            -│

├──────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼─────────────┤

│Дополнительно:                                                       

│специалисты, занятые в Центрах                                       

│здоровья                                 100,0│       79,8│         20,2│

│средний медицинский персонал,                                        

│ведущий самостоятельный прием            202,0│      202,0│            -│

├──────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼─────────────┤

│Всего                                   9500,0│     7622,0│       1878,0│

├──────────────────────────────────┼────────────┼───────────┼─────────────┤

│в том числе по Базовой программе                                     

│ОМС                                     8760,0│     6943,6│       1816,4│

└──────────────────────────────────┴────────────┴───────────┴─────────────┘

 

Таблица 2.3

 

Средние показатели, рекомендуемые для расчета

территориального норматива профилактических посещений

в год на 1000 жителей по специальностям

 

Специальности        

Число посещений на 1 000 жителей    

всего    

в том числе для     

взрослых 

детей    

Кардиология и ревматология   

8,8

-

8,8

Педиатрия                    

212,2

-

212,2

Терапия                      

106,9

105,6

1,3

Эндокринология               

25,5

25,4

0,1

Аллергология                 

0,2

-

0,2

Неврология                   

18,7

-

18,7

Инфекционные болезни         

1,5

-

1,5

Хирургия                     

60,9

33,8

27,1

Урология                     

2,2

-

2,2

Стоматология                 

108,2

53,3

54,9

Акушерство-гинекология       

234,0

234,0

-

Отоларингология              

48,6

-

48,6

Офтальмология                

52,4

-

52,4

Дерматология                 

41,6

-

41,6

Дополнительно:               
специалисты, занятые в       
Центрах здоровья             



100,0



79,8



20,2

Всего                        

1021,7

531,9

489,8

 

Таблица 2.4

 

Рекомендуемые объемы для расчета территориального норматива

пациенто-дней лечения в дневных стационарах всех типов

в год на 1000 жителей по специальностям

 

Специальности          

Всего пациенто-дней на 1 000 жителей

всего  

в том числе для     

взрослых 

детей    

Кардиология и ревматология       

6,7

5,7

1,0

Педиатрия                        

175,6

-

175,6

Терапия                          

140,7

140,7

-

Эндокринология                   

1,7

1,3

0,4

Аллергология                     

1,6

0,2

1,4

Неврология                       

46,0

29,4

16,6

Инфекционные болезни             

5,0

1,3

3,7

Хирургия                         

28,3

20,3

8,0

Урология                         

2,2

1,9

0,3

Стоматология                     

0,6

0,4

0,2

Акушерство-гинекология           

44,9

42,0

2,9

Отоларингология                  

10,2

4,3

5,9

Офтальмология                    

8,2

4,1

4,1

Дерматология                     

18,3

12,0

6,3

Психиатрия                       

74,0

45,3

28,7

Наркология                       

7,2

7,2

-

Фтизиатрия                       

16,8

11,8

5,0

Венерология                      

2,0

0,9

1,1

Всего                            

590,0

328,8

261,2

из них по Базовой программе ОМС  

490,0

263,6

226,4

 


 

Приложение 3

 

Таблица 3.1

 

Относительные коэффициенты стоимости одного койко-дня

госпитализации по профилям отделений и уровням

оказания медицинской помощи <*>

 

Профиль отделений   

Субъект РФ  

Городской округ

Муниципальный
район    

взрослые

дети 

взрослые

дети 

взрослые

дети

Кардиологические       

1,1178

1,1584

0,9129

0,9271

0,7750

0,7851

Ревматологические      

1,2203

1,1949

0,9434

0,9454

0,8318

0,8328

Гастроэнтерологические 

1,2172

1,2172

0,9494

0,9535

0,8399

0,8439

Пульмонологические     

1,2355

1,2020

0,9931

0,9890

0,8521

0,8470

Эндокринологические    

1,3304

1,2030

0,9018

 

 

 

Нефрологические        

1,2664

1,1899

 

 

 

 

Гематологические       

1,4262

1,4495

1,0620

1,1199

0,9139

0,9687

Аллергологические      

1,3136

1,2781

0,9829

0,9789

0,8480

0,8439

Педиатрические         

 

1,1838

 

0,9758

 

0,8470

Терапевтические (общие)

1,1330

 

0,9018

 

0,7912

 

Патология новорожденных

 

1,5986

 

1,1604

 

1,0255

Травматологические     

1,2892

1,3227

1,1229

1,0042

0,9261

0,9535

Ортопедические         

1,2477

1,3014

1,1229

1,0103

0,9261

0,9413

Урологические          

1,2690

1,4363

0,9596

1,0478

0,9200

0,9920

Нейрохирургические     

1,3684

1,4820

1,0529

1,1401

1,0032

1,0742

Ожоговые               

1,9577

1,9577

1,6656

1,6656

1,4120

1,4120

Челюстно-лицевой       
хирургии               

1,4211

1,3724

1,0499

0,9281

0,9494

0,9697

Торакальной хирургии   

1,8745

1,8745

1,5702

1,4870

1,3887

1,2324

Проктологические       

1,2882

1,2882

1,0417

1,0417

0,9545

0,9545

Кардиохирургические    

2,8230

2,8230

2,2843

2,2843

1,0590

1,0590

Сосудистой хирургии    

1,7447

1,7447

1,2862

1,2862

1,2365

1,2365

Хирургические (общие)  

1,3988

1,4647

1,0438

1,1168

1,0397

0,9707

Онкологические         

1,6696

1,5783

1,3461

1,3461

0,9900

0,9900

Гинекологические       

1,2213

1,2213

1,1880

1,0336

0,9109

1,047

Отоларингологические   

1,2233

1,2416

0,9515

0,9829

0,8865

0,9058

Офтальмологические     

1,3268

1,3126

1,0367

1,0661

1,0012

1,0559

Неврологические        

1,2223

1,2426

0,9018

0,9200

0,8196

1,0154

Дерматологические      

1,0914

1,0539

0,8257

0,9129

0,8196

0,8257

Инфекционные           

1,2193

1,4039

0,9991

1,0854

0,9170

0,9971

Для беременных и рожениц

1,5672

1,5672

1,2720

1,2720

1,0417

1,0417

Патологии беременности 

1,5114

1,5114

1,3126

1,3126

1,0712

1,0712

Психиатрические        

1,0073

1,0073

1,0073

1,0073

1,0073

1,0073

Наркологические        

1,0103

1,0103

0,8916

0,8916

0,5538

0,5538

Фтизиатрические        

0,8348

0,8348

0,8348

0,8348

0,8348

0,8348

Венерологические       

1,0914

1,0539

0,8257

0,9129

0,8196

0,8257

Для производства абортов

 

 

 

 

1,0722

 

 


 

--------------------------------

<*> За единицу принят установленный Программой норматив финансовых затрат на 1 койко-день.

 

Таблица 3.2

 

Относительные коэффициенты стоимости одного посещения

по специальностям

 

Специальности              

Взрослые  

Дети     

1. Кардиоревматология                    

0,9675   

1,0330    

2. Педиатрия                             

 

0,8600    

3. Терапия                               

0,8554   

 

4. Эндокринология                        

1,6377   

2,2461    

5. Аллергология                          

1,5296   

1,7389    

6. Неврология                            

0,9985   

1,0724    

7. Инфекционные болезни                  

1,2806   

1,3010    

8. Хирургия                              

0,9107   

0,9144    

9. Урология                              

0,7301   

0,9189    

10. Стоматология <*>                     

1,2022   

1,5000    

11. Акушерство-гинекология               

1,2000   

0,9576    

12. Отоларингология                      

0,7028   

0,7267    

13. Офтальмология                        

0,5607   

0,7835    

14. Дерматология                         

0,6790   

0,8916    

15. Психиатрия                           

1,2441   

2,0118    

16. Наркология                           

1,0792   

 

17. Фтизиатрия                           

1,0463   

1,0429    

18. Венерология                          

0,8962   

 

 

--------------------------------

<*> Одно посещение к стоматологу включает не менее 4 УЕТ.

 

Таблица 3.3

 

Относительные коэффициенты стоимости

одного пациенто-дня лечения в дневных стационарах всех

типов по специальностям

 

Специальности               

Взрослые   

Дети   

1. Кардиоревматология                      

0,9300

1,0343

2. Педиатрия                               

-

1,1300

3. Терапия                                 

0,8510

-

4. Эндокринология                          

1,0674

1,1713

5. Аллергология                            

1,2789

1,2443

6. Неврология                              

0,8479

0,9877

7. Инфекционные болезни                    

0,9410

1,0236

8. Хирургия                                

1,1774

1,2068

9. Урология                                

0,9924

1,3984

10. Стоматология                           

1,3836

1,3362

11. Акушерство-гинекология                 

1,2620

1,1890

12. Отоларингология                        

0,9902

1,0472

13. Офтальмология                          

1,0879

1,1819

14. Дерматология                           

0,8464

0,9413

15. Психиатрия                             

0,9806

0,9806

16. Наркология                             

0,8818

-

17. Фтизиатрия                             

0,8128

0,8128

18. Венерология                            

0,8423

0,9438

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

1. Методика планирования ресурсов для оказания стационарной медицинской помощи населению.

 

1.1. Определение абсолютного количества коек (К):

 

                                Nк/д x Н

                           К = -----------, где:

                                1 000 x Д

 

Nк/д - число койко-дней на 1000 жителей (утвержденный норматив по территориальной программе государственных гарантий, равен произведению уровня госпитализации на 1000 жителей на средние сроки лечения 1-го больного в стационаре);

Н - численность населения;

Д - среднегодовая занятость койки.

С помощью данной методики можно определить абсолютное количество коек, необходимое для реализации территориальной программы в целом, так и по профилям отделений больничных учреждений.

 

1.2. Определение фактической среднегодовой занятости койки (Д):

 

                 Д = 365 дней в году - t  - (t  x F), где:

                                        r     o

 

    t  - среднее  время  простоя  койки  на ремонт (примерно 10 - 15 дней в

     r

году),  для  расчета  этого  показателя  необходимо  общее число койко-дней

закрытия на ремонт разделить на среднегодовое число развернутых коек;

    t  - простой койки в связи с оборотом койки, т.е. время, необходимое на

     o

санацию   койки   после   выписки   и  приема  больного,  и время  ожидания

госпитализации   (1,0  для  всех  профилей,  кроме:  фтизиатрических  -  3;

акушерских, - 2,5 - 3; инфекционных - 3; коек для абортов - 0,5 и т.п.);

    F  - плановый оборот койки (число пролеченных больных на одной койке за

год).

 

1.3. Определение планового оборота койки (F):

 

                                 365 - t

                                        r

                           F = -----------, где

                                  T + t

                                       o

 

T - средние сроки лечения.

Пример: расчет необходимого числа коек терапевтического профиля.

    T  =  14,6  дней; Н = 1 000 000 человек; t  = 10,0 дней; t  = 1,0 день;

                                              r               o

Nк/д = 353,32 койко-дня на 1000 жителей.

 

         365 - 10

    F = --------- = 23

         14,6 + 1

 

    Д = 365 - 10 - (1 x 23) = 332 дня.

 

         353,32 x 1 000 000

    К = -------------------- = 1 064 койки терапевтического профиля.

             1000 x 332

 

2. Определение потребности в медицинском персонале.

 

2.1. Стационарная медицинская помощь.

Определение необходимого числа врачей и среднего медицинского персонала в больничных учреждениях рекомендуется проводить на основе показателей нагрузки на одну должность врача (среднего медицинского работника) (таблица 4.1).

 

Таблица 4.1

 

Рекомендуемое значение показателей нагрузки на одну

должность врача (среднего медицинского работника)

в многопрофильной больнице

 

Профиль отделения <*>   

Число коек на    
1 врачебную должность

Число коек на 1 пост
медицинских сестер 

Кардиология               

15          

15         

Ревматология              

12          

15         

Гастроэнтерология         

12          

15         

Пульмонология             

12          

15         

Эндокринология            

12          

15         

Нефрология                

12          

15         

Гематология               

10          

10         

Аллергология              

12          

15         

Сосудистая хирургия       

12          

15         

Травматология             

12          

15         

Ортопедия                 

12          

15         

Ожоговая травма           

12          

15         

Урология                  

12          

15         

Нейрохирургия             

12          

15         

Челюстно-лицевая травма   

12          

15         

Торакальная хирургия      

12          

15         

Онкология                 

12          

15         

Проктология               

12          

15         

Общая хирургия            

12          

15         

Патология беременности    

12          

15         

Гинекология               

12          

15         

Отоларингология           

12          

15         

Офтальмология             

12          

15         

Неврология                

12          

20         

Педиатрия                 

12          

15         

Инфекционное              

20          

10         

Акушерское                

15          

10         

Кожно-венерологическое    

30           

25         

Туберкулезно-легочное     

30          

20         

 

--------------------------------

<*> По профилям, не указанным в таблице, рекомендуемый норматив составляет 20 коек на 1 врачебную должность.

 

Для определения количества медицинских работников, необходимого для оказания стационарной медицинской помощи по территориальной программе, следует учитывать представленные выше нормативы, а также нормативные значения средних сроков лечения 1-го больного в стационаре и установленные нормативы объема койко-дней в разрезе профильных отделений больничных учреждений, дифференцированные по уровням оказания медицинской помощи.

 

2.2. Амбулаторная медицинская помощь.

Планирование числа врачей в амбулаторных учреждениях рекомендуется осуществлять с использованием следующей методики:

 

                                 П x Н

                            В = -------, где:

                                   Ф

 

В - число врачебных должностей;

П - утвержденный норматив посещений на одного жителя в год;

Н - численность населения;

Ф - функция врачебной должности (плановое число посещений на 1 врачебную должность в год).

Число посещений на одного жителя в год (П) складывается из первичных и повторных посещений по поводу заболеваний, а также посещений с профилактической целью и по поводу диспансерного наблюдения.

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024