| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: О порядке оформления права собственности граждан на земельные участки и расположенные на них жилые строения, в том числе самовольно возведенные.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15 июля 2009 г. N Д23-2212

 

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел коллективное обращение граждан по вопросу оформления прав на земельные участки и расположенные на них жилые строения и в пределах компетенции сообщает.

В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане, которым до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации был предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности. Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

В соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для оформления права собственности на вышеуказанный земельный участок необходимо представить любой правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ и кадастровый паспорт земельного участка. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок не допускается.

Необходимо отметить, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, в необходимом объеме не является основанием для отказа в выдаче кадастрового паспорта такого земельного участка. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком участке в необходимом объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой участок или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации (ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Кроме того, в случае постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, а также (по желанию правообладателя) уточнения границ ранее учтенного земельного участка необходимо проведение кадастровых работ, результатом которых является межевой план земельного участка и постановка на кадастровый учет земельного участка или его изменений.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" субъекты Российской Федерации вправе устанавливать предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) на проведение таких работ в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В Ваших случаях вопрос об оставлении на месте самовольных построек может решать орган местного самоуправления или орган государственной власти.

Согласно ст. 52 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации", п. 20 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления или государственной власти выдает разрешение на строительство.

В соответствии со ст. ст. 28, 29 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для строительства является решение о предоставлении земельного участка под строительство. Орган местного самоуправления или государственной власти может разрешить сохранение самовольно возведенного строения на месте при подтверждении права на земельный участок, а также если признает, что признаки самовольности возможно устранить во внесудебном порядке, строение построено в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, с соблюдением строительных норм и правил, не нарушает интересы третьих лиц и отсутствуют другие причины, препятствующие признанию права собственности на самовольную постройку.

В соответствии с действующей редакцией ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) индивидуальные частные дома, построенные на не принадлежащих жителям этих земельных участках и без разрешения городских властей, являются самовольной постройкой, подлежащей сносу.

Вместе с тем согласно п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Приобретательная давность на недвижимое имущество приобретается в судебном порядке.

После признания прав на земельный участок и государственной регистрации прав на него заявители вправе оформить право собственности на жилые дома до 2015 г. в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ (в ред. 2009 г.) "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества". Регистрация права на здания осуществляется на основании заявления собственника земельного участка. К такому заявлению должен быть приложен технический план здания. При этом выдача разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию (жилого дома) не требуются.

 

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М.В.БОЧАРОВ

15.07.2009

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024