| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: О порядке применения п. 5 ст. 84.3 Федерального закона "Об акционерных обществах" в случаях нарушения акционером требований о пропорциональном приобретении акций, а также невозможности пропорционального приобретения акций в связи с превышением порогового значения, установленного в Федеральном законе от 29.04.2008 N 57-ФЗ; о порядке применения п. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 23 марта 2009 г. N Д06-761

 

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России в пределах своей компетенции рассмотрел обращение о применении п. 5 ст. 84.3 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) и п. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон об инвестициях в стратегические общества).

Обращение содержит просьбу разъяснить положения п. 5 ст. 84.3 Закона об АО в части наступления последствий несоблюдения требований п. 5 ст. 84.3 Закона об АО о пропорциональном приобретении акций общества и положения п. 1 ст. 15 Закона об инвестициях в стратегические общества в части последствий несоблюдения требования Закона об инвестициях в стратегические общества о предварительном согласовании сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Вместе с тем согласно Положению Министерство не вправе осуществлять толкование норм законодательства, за исключением нормативно-правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России. В связи с этим Департамент может высказать лишь позицию по вопросам, изложенным в обращении.

В отношении последствий нарушения акционером требования п. 5 ст. 84.3 Закона об АО о пропорциональном приобретении акций общества сообщаем.

В соответствии с п. 5 ст. 84.3 Закона об АО в случае, если количество акций, в отношении которых поданы заявления об их продаже, превышает количество акций, которые в соответствии с требованиями Закона об инвестициях в стратегические общества вправе приобрести лицо, направившее добровольное или обязательное предложение, акции приобретаются у акционеров в количестве, пропорциональном указанному в заявлениях количеству акций, при условии, что иное не предусмотрено добровольным предложением или заявлением о продаже акций.

Согласно п. 6 ст. 84.3 Закона об АО в случае несоответствия добровольного или обязательного предложения либо договора о приобретении ценных бумаг, заключенного на основании добровольного или обязательного предложения, требованиям настоящего Федерального закона прежний владелец ценных бумаг вправе требовать от лица, направившего соответствующее предложение, возмещения причиненных этим убытков.

В то же время согласно п. 8 ст. 84.3 Закона об АО в случае неисполнения лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, обязанности оплатить в срок приобретаемые ценные бумаги прежний владелец ценных бумаг по своему выбору вправе представить гаранту, выдавшему банковскую гарантию, обеспечивающую исполнение обязательств по добровольному или обязательному предложению, требование об оплате цены приобретаемых ценных бумаг либо в одностороннем порядке расторгнуть договор о приобретении ценных бумаг и потребовать возвращения ценных бумаг.

В отношении несоблюдения требований Закона об инвестициях в стратегические общества о предварительном согласовании сделок сообщаем.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона об инвестициях в стратегические общества сделки, которые влекут за собой установление контроля иностранного инвестора над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, допускаются при наличии решения о предварительном согласовании таких сделок в соответствии с настоящим Законом, оформляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Согласно п. 1 ст. 15 Закона об инвестициях в стратегические общества сделки, совершенные с нарушением требований Закона об инвестициях в стратегические общества, ничтожны.

Таким образом, представляется, что независимо от того, соблюдены ли иностранным инвестором при совершении сделки по приобретению акций открытого акционерного общества требования п. 5 ст. 84.3 Закона об АО о пропорциональном приобретении акций, если в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона об инвестициях в стратегические общества для таких сделок необходимо предварительное согласование уполномоченного органа, то сделка, заключенная без предварительного согласования, будет считаться ничтожной.

В отношении применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о частичной невозможности исполнения обязательств в случае, установленном п. 5 ст. 84.3 Закона об АО (невозможность пропорционального приобретения акций в связи с превышением порогового значения, установленного в Законе об инвестициях в стратегические общества), сообщаем.

В соответствии со ст. ст. 407 и 416 ГК РФ обязательство может быть прекращено частично вследствие невозможности его исполнения в том случае, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

Таким образом, если иностранный инвестор обращался в уполномоченный орган с ходатайством о предварительном согласовании сделки, но получил решение об отказе в таком согласовании, то такое решение уполномоченного органа (при определенных условиях) может рассматриваться как обстоятельство, за которое ни одна из сторон не отвечает. Следовательно, обязательства инвестора по приобретению акций в порядке п. 5 ст. 84.3 Закона об АО могут прекратиться в части приобретения акций сверх допустимого Законом об инвестициях в стратегические общества количества.

В то же время в случае, если иностранный инвестор при заключении соответствующей сделки не выполнил обязанности, предусмотренные Законом об инвестициях в стратегические общества (т.е. не предпринял действий, направленных на согласование сделки, хотя знал или должен был знать о возможности превышения процентного порога владения акциями в результате заключения сделки), положения ст. 416 ГК РФ о прекращении обязательства невозможностью исполнения, как представляется, не могут быть применены. В данном случае должны применяться последствия недействительности сделок, установленные ст. 15 Закона об инвестициях в стратегические общества и ст. 167 ГК РФ.

 

Заместитель директора

Департамента корпоративного управления

Р.А.КОКОРЕВ

23.03.2009

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024