| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: О правомерности привлечения физического лица, не имеющего заработной платы, в качестве поручителя; о проекте федерального закона, регулирующего несостоятельность физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 10 декабря 2009 г. N Д06-3556

 

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросам ответственности поручителя и принятия законопроекта, регулирующего несостоятельность физических лиц, и сообщает.

В отношении правомерности привлечения лица, не имеющего заработной платы, в качестве поручителя.

Гражданским кодексом Российской Федерации не предусматривается, что основания заключения договора поручительства, а также обязанность поручителя нести солидарную или субсидиарную ответственность с должником вследствие неисполнения должником обеспеченных поручительством обязательств зависят от платежеспособности поручителя либо наличия у него имущества, достаточного для исполнения такого обязательства. Таким образом, законодательством Российской Федерации не установлены требования к уровню заработной платы, наличию имущества, финансовому состоянию лица, выступающего поручителем. Указанные вопросы остаются на усмотрение сторон кредитного договора.

Согласно обращению в отношении индивидуального предпринимателя возбуждено производство по делу о банкротстве.

В связи с этим отмечаем, что в соответствии со ст. 216 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности) с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 4 ст. 25 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом.

Обращаем внимание, что согласно п. 1 ст. 367 Гражданского кодекса Российской Федерации поручительство прекращается с прекращением обеспечиваемого им обязательства с момента прекращения такого обязательства. То есть поручитель не принимает на себя обязанность исполнять обязательства основного должника, а только несет ответственность за нарушение последним своих обязательств. Соответственно, ответственность поручителя не может существовать отдельно от основного обеспечиваемого обязательства.

Согласно ст. 365 Гражданского кодекса Российской Федерации к поручителю, исполнившему обязательство, переходят права кредитора по этому обязательству и права, принадлежавшие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора. Поручитель также вправе требовать от должника уплаты процентов на сумму, выплаченную кредитору, и возмещения иных убытков, понесенных в связи с ответственностью за должника. По исполнении поручителем обязательства кредитор обязан вручить поручителю документы, удостоверяющие требование к должнику, и передать права, обеспечивающие это требование.

Таким образом, поручитель в случае прекращения основного обязательства может обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.

В отношении принятия федерального закона, регулирующего несостоятельность физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, сообщаем следующее.

Минэкономразвития России разработан проект федерального закона "О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника" (далее - законопроект), предусмотренный Планом действий по реализации программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным (от 19.06.2009 N 2802п-П13).

Согласно законопроекту заявление гражданина может быть принято арбитражным судом, если требования в совокупности составляют не менее 50 000 руб. и соответствующие обязательства не исполнены им в течение 6 месяцев. После завершения конкурсного производства гражданин может быть освобожден от обязательств.

Основными целями законопроекта являются создание механизма справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также освобождение должника от долгов по результатам завершения реабилитационных процедур.

Кроме того, в ходе реабилитационных процедур по инициативе гражданина-должника может быть введена процедура реструктуризации долгов на срок до пяти лет, направленная на урегулирование задолженности гражданина, предусматривающая погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, в соответствии с условиями плана, утверждаемого арбитражным судом в целях восстановления платежеспособности гражданина.

Следует отметить, что одной из целей реструктуризации долгов является сохранение имущества должника при условии исполнения должником обязательств, предусмотренных планом реструктуризации долгов. Кроме того, в случае продажи имущества в ходе конкурсного производства из конкурсной массы исключаются и не подлежат продаже определенные виды имущества, например жилое помещение и иное имущество, необходимое для обеспечения жизнедеятельности должника и лиц, находящихся на его иждивении.

В ходе конкурсного производства, а также в ходе реструктуризации долгов взыскание с должника по всем исполнительным документам прекращается, за исключением исполнительных документов по требованиям, неразрывно связанным с личностью кредитора (например, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью), также прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций по всем обязательствам должника, снимаются аресты и иные ограничения распоряжения имуществом должника.

После завершения расчетов с кредиторами и конкурсного производства должник освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, включая требования кредиторов, не заявленные при введении процедур, применяемых в деле о банкротстве должника. Освобождение должника от обязательств не распространяется на требования, неразрывно связанные с личностью кредитора (например, обязательства, возникающие из причинения вреда, обязательства по уплате алиментов).

В ноябре 2009 г. законопроект внесен в Правительство Российской Федерации и будет внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации после принятия соответствующего решения Правительством Российской Федерации.

 

Заместитель директора Департамента

корпоративного управления

Д.В.СКРИПИЧНИКОВ

10.12.2009

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024