| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: О некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 12 августа 2009 г. N Д05-4029

 

Департамент государственного регулирования в экономике рассмотрел обращение по вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и сообщает свое мнение.

1. В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона заказчик вправе осуществлять размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями.

Данный пункт применяется только в том случае, если такие органы исполнительной власти или подведомственные им государственные учреждения, государственные унитарные предприятия обладают исключительными полномочиями на территории Российской Федерации в отношении оказываемых ими услуг. Исключительные полномочия органа исполнительной власти или подведомственных ему государственных учреждений, государственных унитарных предприятий должны быть установлены законом или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. При этом решение о размещении заказов у указанных организаций заказчик принимает самостоятельно.

В иных случаях выбор организаций-исполнителей должен осуществляться на общих основаниях путем проведения торгов.

В частности, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" к основным задачам МВД России относится организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций. Таким образом, только в Положении о МВД России закреплена государственная охрана имущества и организаций. Следовательно, оказание услуг по охране зданий и помещений органов власти осуществляется подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

Учитывая изложенное, размещение заказа на оказание услуг по охране заказчик вправе осуществить с подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, в соответствии со ст. 55 Закона. Заключение государственного контракта на оказание услуг по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны с ФГУП как с единственными поставщиками противоречит законодательству о закупках.

2. В соответствии с п. п. 5 и 6 ч. 2 ст. 55 Закона заказчик вправе осуществить размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, установленных данными пунктами, и заключить в соответствии с указанными пунктами государственный или муниципальный контракт.

При этом в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования). К уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с данным пунктом контракта.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить соответствующие уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов органы. К указанному уведомлению должна прилагаться копия акта обследования аварии или копия документа, составленного государственным или муниципальным заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт в соответствии с данным пунктом, а также копия заключенного контракта.

В то же время в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона заказчик вправе осуществить размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. При этом в соответствии с данным пунктом по итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Таким образом, в случае если размещение заказа осуществляется в соответствии с п. п. 5 и 6 ч. 2 ст. 55 Закона, необходимо заключение государственных или муниципальных контрактов, если в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона, - могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры.

3. В соответствии со ст. ст. 31 и 40 Закона в случаях, если торги (конкурс или аукцион) признаны несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен с единственным участником торгов или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в торгах (при наличии таких участников), заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторных торгов либо направить документы о проведении торгов и признании их несостоявшимся в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования). По согласованию с указанными органами заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Таким образом, если не подана ни одна заявка на участие в конкурсе или аукционе или ни один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в торгах, не допущен к торгам, заказчик вправе признать конкурс несостоявшимся и по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля органом может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

4. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона заказчик вправе разместить заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.

К непреодолимой силе относятся такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях. Они характеризуются непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб. Сюда же можно отнести и ликвидацию аварий (например, прорыв батареи отопления или канализации).

В случае если проведенные торги отменены по решению контрольного органа, а потребность в товарах, работах, услугах является срочной (продукты питания, медикаменты, монтаж охранно-пожарной сигнализации по предписаниям органов пожарного надзора), срыв поставки которых может привести в дальнейшем к негативным последствиям, то это не является обстоятельством непреодолимой силы и размещение заказа в данном случае, в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона, неправомерно.

5. Статьей 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, выбор страховой медицинской организации необходимо осуществлять в соответствии с Законом.

6. Законом предусмотрена обязанность государственных (муниципальных) заказчиков осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения специальных процедур, предусмотренных для субъектов малого предпринимательства (за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства) (ч. 1 ст. 15 Закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 642 "О Перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (ценах лотов)" (в ред. Постановления от 17.03.2009 N 237) (далее - Постановление N 642) установлен Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства (далее - Перечень).

1) Размер не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема размещения заказов у субъектов малого предпринимательства необходимо применять к общей сумме средств для размещения заказов у субъектов малого предпринимательства, по Перечню товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, а не от каждого вида продукции, указанного в Перечне.

Таким образом, для определения объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства:

а) заказчик определяет общую сумму средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в Перечень (например, общая сумма средств по перечню у заказчика составляет 50 млн руб.);

б) исходя из 50 млн руб. заказчик определяет объем (минимальный объем средств - 10% и максимальный объем средств - 20%), подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства. Таким образом, минимальный объем средств, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства, - 5 млн руб. и максимальный объем средств, размещаемый у субъектов малого предпринимательства заказа, - 10 млн руб.;

в) заказчик самостоятельно определяет одну или несколько позиций по Перечню, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства.

2) Заказчик самостоятельно выбирает способ размещения заказа (конкурс, аукцион или запрос котировок), при этом устанавливает начальные (максимальные) цены контрактов (цены лотов), которые не должны превышать значений, установленных Постановлением N 237 (15 млн руб.).

3) При размещении заказов в соответствии со ст. 15 Закона участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, установленным ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

7. В соответствии со ст. 44 Закона котировочная заявка должна содержать следующие сведения: наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа; идентификационный номер налогоплательщика; наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ; согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок; цену товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи). Иные требования предъявлять к запросу котировок не разрешено - перечень сведений является закрытым.

8. В соответствии со ст. ст. 25 и 35 Закона заявка на участие в торгах должна содержать документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица (копию решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее для целей настоящей главы - руководитель)). В случае если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе (аукционе) должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа и подписанную руководителем участника размещения заказа (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица. Документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени участника размещения заказа, для индивидуального предпринимателя, для физического лица не требуется.

9. В соответствии с ч. 10 ст. 28 Закона конкурсная комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Протокол подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в течение дня, следующего после дня окончания проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Таким образом, указанный протокол датируется датой подведения итогов конкурса (день окончания проведения оценки и сопоставления заявок).

10. В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ заключается на основании заказа, размещаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов, то есть Законом (п. 1 ст. 763, ст. 765). Таким образом, норма, предусмотренная п. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отношении подрядных работ для государственных или муниципальных нужд применяется с учетом положений Закона.

В соответствии с ч. 1 - 3 ст. 11 Закона к участникам размещения заказа предъявляется строго определенный набор обязательных и дополнительных требований. Кроме указанных в ч. 1 - 3 ст. 11 Закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа. Установление требований к участникам размещения заказа о выполнении работ по государственному контракту лично, без привлечения субподрядчиков, будет нарушать положение ч. 4 ст. 11 Закона.

В то же время поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе привлекать для исполнения государственного или муниципального контракта соисполнителей. При этом государственный контракт будет заключаться с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), подавшим заявку на конкурс (аукцион, запрос котировок). Ответственность за действия таких соисполнителей перед заказчиком будет нести исполнитель. Расчеты за поставленные соисполнителями товары, выполненные работы, оказанные услуги будет осуществлять исполнитель, а не заказчик.

11. Требования Закона, предъявляемые к участникам торгов или запроса котировок, распространяются только на участников торгов или запроса котировок. В проекте контракта не допускается включение условия о том, что победители торгов или запроса котировок должны закупать продукцию, необходимую для исполнения заключенных контрактов на электронной площадке.

12. Согласно ч. 1 ст. 11 Закона при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются требования, предъявляемые к участникам размещения заказа, а именно: соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Заказчик обязан установить требование о представлении участником размещения заказа копий документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона, например копии лицензии на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. Перечень документов, которые представляются участниками размещения заказа в составе заявки на участие в конкурсе, установлен ч. 3 ст. 25 Закона. Требовать от участника размещения заказа иные документы или сведения, за исключением документов или сведений, предусмотренных ч. 3 ст. 25 Закона, например лицензий субподрядчиков и договоров субподряда, не допускается (ч. 4 ст. 25 Закона).

Аналогичные требования предъявляются заказчиками при размещении заказа путем проведения аукциона.

Таким образом, участник размещения заказа в составе заявки на участие в торгах должен представить копию собственной лицензии, а не лицензию субподрядчика.

13. В соответствии с Законом (ч. 3 ст. 22) конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта. В случае если в конкурсной документации содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в конкурсной документации также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в конкурсной документации на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона.

14. Положениями Закона N 94-ФЗ не установлены ограничения на размещение в рамках одного лота приобретения оборудования и выполнения работ по его монтажу при проведении торгов.

Вместе с тем существует ряд ограничений.

Частью 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Таким образом, если это не технологически и функционально связанная продукция, то возможно размещение заказа в рамках одного лота.

15. В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок. Таким образом, путем запроса котировок запрещается размещать заказ на закупку продукции, которая поставщиком не производится и для поставки необходимо изготовление новой продукции в соответствии с требованиями заказчика.

16. В соответствии со ст. 9 Закона при исполнении государственного или муниципального контракта не допускается изменение условий контракта, в том числе и сроков его исполнения. Таким образом, продление срока действия контракта неправомерно.

 

Заместитель директора

Департамента государственного

регулирования в экономике

А.Т.КАТАМАДЗЕ

12.08.2009

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024