| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 29 июня 2010 г. N 01-11/31846

 

О ПОРЯДКЕ

ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПОМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ПОД ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ

И ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

 

В связи с вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, Протокола о внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс таможенного союза, а также пакета международных соглашений и решений Комиссии Таможенного союза, разработанных в развитие положений Таможенного кодекса Таможенного союза, направляю информацию о порядке действий при помещении товаров под таможенную процедуру и таможенном контроле товаров в условиях функционирования Таможенного союза (прилагается).

Прошу довести данную информацию до сведения всех заинтересованных лиц.

 

Руководитель

действительный

государственный советник

таможенной службы

Российской Федерации

А.БЕЛЬЯНИНОВ

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА

О ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПОМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ

ПОД ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ И ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ ТОВАРОВ

В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

В РАМКАХ ЕВРАЗЭС

 

I. Общие положения, касающиеся перемещения товаров

 

В целом порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - ТТ ТС) и вывозе их с этой территории соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в Российской Федерации.

При ввозе предусмотрено последовательное совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на ТТ ТС, их помещением на временное хранение в месте прибытия либо перемещением в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита до таможенного органа, в котором будет осуществляться их таможенное декларирование в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой.

Основным отличием от порядка, действующего в настоящее время, является то, что если иностранные товары, ввезенные в любое из государств - членов Таможенного союза и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение товарами статуса "товаров таможенного союза", за исключением товаров, указанных в Протоколе об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза, получают право свободно обращаться на всей ТТ ТС. Такое же право свободно обращаться на всей ТТ ТС с 1 июля 2010 года получают товары, происходящие из Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, а также товары, которые на указанную дату признавались отечественными в государствах - членах Таможенного союза.

При ввозе товаров на территорию Таможенного союза, таможенные органы устанавливают их статус для таможенных целей. В качестве документов, подтверждающих страну происхождения ввозимых товаров, могут быть представлены:

- декларация о происхождении товара или сертификат происхождения товаров формы СТ-1;

- оригинал или заверенная таможенным органом копия экземпляра таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров для внутреннего потребления на территории государства - члена таможенного союза, а также документ, подтверждающий соблюдение запретов и ограничений.

Товары, в отношении которых не представлены документы, свидетельствующие о том, что страной их происхождения является государство - член Таможенного союза, либо, что они выпущены для свободного обращения на территории Таможенного союза, подлежат помещению под таможенную процедуру таможенного транзита или иную таможенную процедуру в ближайшем таможенном органе. Порядок и условия помещения таких товаров под таможенную процедуру таможенного транзита более подробно описаны в разделе X Памятки.

В отношении товаров, которые выпущены для внутреннего потребления в Республике Казахстан после 01.01.2010 и для которых в Российской Федерации в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза применяются таможенные пошлины более высокие, чем в Республике Казахстан, при ввозе в Российскую Федерацию взимаются таможенные пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При ввозе в Российскую Федерацию товаров, в отношении которых Республика Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом таможенного союза (перечень товаров приведен в Приложении N 5 к решению Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130), взимаются таможенные пошлины в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам Единого таможенного тарифа, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров.

При вывозе товары декларируются в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей их вывоз, а в месте их убытия за пределы ТТ ТС совершаются таможенные операции, связанные с убытием.

Также как и в российском таможенном законодательстве только товары, имеющие для таможенных целей статус иностранных, помещаются на временное хранение.

 

II. Порядок декларирования товаров, перемещаемых

через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС

 

Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС).

В переходных положениях ТК ТС содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу резидентства. В статье 368 ТК ТС предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств - членов Таможенного союза декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. То есть декларанты - российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации. Это связано с тем, что в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) пока унифицировано только таможенное законодательство, а иные виды законодательства - гражданское, банковское, налоговое остаются национальными. Данное переходное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного пользования и таможенную процедуру таможенного транзита.

ТК ТС предусматривает 2 формы декларирования - письменную и электронную.

Виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное средство.

Формы и порядок заполнения декларации на товары определяются решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, то есть они будут едиными на всей территории Таможенного союза.

Указанным решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 предусмотрено, что форма декларации на товары и Инструкция о порядке заполнения декларации на товары вступают в силу с 1 января 2011 года. До их вступления в силу применяются предусмотренные законодательством государств - членов Таможенного союза формы (бланки) таможенных деклараций и порядок их заполнения.

Таким образом, с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. в Российской Федерации будут применяться действующие в настоящее время формы бланков "Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД1)", "Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации (ТД2)", "Грузовая таможенная декларация/Транзитная декларация (ТД3)", "Добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации (ТД4)" (Приказ ФТС России от 03.08.2006 N 724) и порядок их заполнения (Приказ ФТС России от 04.09.2007 N 1057 и Приказ ФТС России от 21.08.2007 N 1003).

Инструкцией о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары (далее - Инструкция), утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 263, предусмотрена возможность при соблюдении определенных условий использовать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы в качестве декларации на товары с предоставлением письменного заявления или перечня товаров.

В частности, при соблюдении предусмотренных Инструкцией условий может использоваться письменное заявление в отношении экспресс-грузов по установленной форме, а в отношении других товаров - в произвольной форме, но с обязательным указанием определенных сведений.

Представление Перечня товаров, например, допускается в отношении товаров, предназначенных для проведения спортивных соревнований и тренировок, концертов, конкурсов, фестивалей, религиозных, культурных и иных подобных мероприятий, демонстраций на выставках, ярмарках, а также для проведения и освещения официальных и иных мероприятий в средствах массовой информации, и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза на срок до одного года, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено ТК ТС, решением Комиссии Таможенного союза либо законодательством государств - членов Таможенного союза в случаях, предусмотренных решением Комиссии Таможенного союза. В частности, электронная копия не потребуется при подаче пассажирских таможенных деклараций, деклараций на транспортное средство, при подаче письменного заявления или перечня товаров.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС.

К таким документам относятся:

документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;

документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

транспортные (перевозочные) документы;

документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;

документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных ТК ТС;

документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС);

документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;

документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными ТК ТС, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;

документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;

документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;

документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов Таможенного союза;

документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

Если в перечисленных выше документах не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.

При подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, предусмотрен сокращенный перечень документов. В данном случае количество представляемых документов сокращено до 7:

документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;

документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки, и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

транспортные (перевозочные) документы;

документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;

документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по ТН ВЭД ТС;

документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;

документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов Таможенного союза.

Если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза, - после выпуска товаров.

В данном случае пунктом 5 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрено, что если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен действующим ТК РФ. Декларант представляет в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок.

При таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза.

Если при таможенном декларировании товаров в таможенный орган ранее представлялись документы, которые используются при таможенном декларировании, достаточно представления копий таких документов либо указания сведений о представлении таможенному органу таких документов.

Таможенная декларация на товары, ввезенные на ТТ ТС, подается до истечения срока временного хранения товаров, который составляет 4 месяца.

Таможенная декларация на товары, вывозимые с ТТ ТС, подается до их убытия с ТТ ТС, если иное не установлено ТК ТС.

Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 262.

ТК ТС устанавливает, что декларантами могут быть:

1) лицо государства - члена Таможенного союза:

заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) иностранные лица:

физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК ТС;

организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена Таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена Таможенного союза;

3) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита:

лица, указанные в пунктах 1) и 2);

перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

экспедитор, если он является лицом государства - члена Таможенного союза.

Таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза регистрировать таможенные декларации.

Статья 191 ТК ТС дифференцированно подходит к вопросу внесения изменений в таможенную декларацию до выпуска и после выпуска товаров.

До выпуска товаров сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий:

если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений;

если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.

Особо оговаривается, что изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.

Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255.

 

III. Классификация товаров

 

1. Принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза

Участники внешнеэкономической деятельности после 1 июля 2010 г. по вопросам принятия предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ТС могут обращаться в Управление товарной номенклатуры ФТС России в соответствии с Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утвержденным Приказом ФТС России от 1 августа 2008 г. N 951 (зарегистрирован в Минюсте 8 августа 2008 г., N 12092) (далее - Административный регламент).

Порядок принятия предварительных решений по классификации товаров, изложенный в Административном регламенте, в основном соответствует порядку принятия предварительных решений, который регламентирован статьями 53 - 57 ТК ТС.

Существенным отличием является изменение срока действия предварительного решения, который сокращен с пяти до трех лет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 55 ТК ТС предварительное решение действует в течение 3 лет со дня его принятия, если оно не изменено, не отозвано либо его действие не прекращено.

В форму предварительного решения внесены изменения, касающиеся регистрационного номера (графа 3), а также добавлена сноска "*" о том, что решение принимается при соответствии товара сведениям, указанным в графе 7.

Форма предварительного решения по классификации товаров по ТН ВЭД ТС и порядок ее заполнения утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 "О формах таможенных документов".

 

2. Документы, на основании которых был заявлен классификационный код

К документам, сопровождаемым подачу таможенной декларации, подпунктом 8 пункта 1 статьи 183 ТК ТС отнесены документы, на основании которых был заявлен классификационный код по ТН ВЭД ТС.

К таким документам могут относиться документы, содержащие:

сведения о составе товара (если в ТН ВЭД ТС для товара примечанием к группе, позиции или текстом позиции установлены требования по содержанию каких-либо веществ (элементов), материалов в товаре);

сведения о процессах переработки и видов переработки товара (если классификационным признаком, определенным в примечаниях к группе, позиции или текстом позиции ТН ВЭД ТС, является вид обработки товара или степень обработки товара): технологические схемы, технологические инструкции, описание технологического процесса и т.п.;

сведения о технических характеристиках товара и принципе действия (если классификационным признаком, определенным в примечаниях к группе, позиции или текстом позиции ТН ВЭД ТС, является вес, размер, мощность, производительность и т.п.): техническая документация (чертежи, блок-схемы, технический паспорт, инструкция по эксплуатации, технологические схемы, руководство пользователя и т.п.).

В случае отсутствия при декларировании каких-либо документов или сведений, а также при необходимости подтверждения сведений о товаре и классификационном коде, заявленном в таможенной декларации, таможенный орган запрашивает соответствующие документы (перечень которых указывается в уведомлении декларанта) или направляет в экспертную организацию образцы для исследования.

В части особенностей заполнения 31 графы таможенной декларации продолжает действовать Приказ ФТС России от 15 октября 2009 г. N 1883 "О требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 ГТД" до вступления в силу Приказа ФТС России от 6 мая 2010 г. N 895 "О требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 ГТД".

Статьей 194 ТК ТС предусмотрены особенности декларирования товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.

До издания и вступления в действие актов таможенного законодательства, устанавливающих особенности декларирования товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного времени, следует руководствоваться положениями Приказа ГТК России от 23 апреля 2001 г. N 388 "Об утверждении Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов".

 

IV. Соблюдение запретов и ограничений при помещении товаров

под таможенную процедуру

 

В соответствии со статьей 4 ТК ТС запреты и ограничения - это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий:

меры нетарифного регулирования;

меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов;

особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами;

меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения;

меры технического регулирования;

санитарно-эпидемиологические требования;

ветеринарные требования;

карантинные требования;

фитосанитарные требования;

радиационные требования.

Запреты и ограничения устанавливаются:

международными договорами государств - членов Таможенного союза;

решениями Комиссии Таможенного союза;

нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Объектами применения запретов и ограничений являются:

товары, перемещаемые через таможенную границу и подлежащие декларированию в соответствии с ТК ТС:

документы и сведения о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу, а также осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур.

Система обеспечения соблюдения запретов и ограничений включает:

1) законодательство:

таможенное законодательство Таможенного союза;

законодательство государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

2) силы и средства государств - членов Таможенного союза:

таможенные органы, в том числе наделенные полномочиями в пределах своей компетенции осуществлять иные виды контроля, помимо таможенного;

другие контролирующие государственные органы, с которыми таможенные органы взаимодействуют в целях повышения таможенного контроля;

3) силы и средства негосударственной системы обеспечения соблюдения запретов и ограничений:

участники внешнеэкономической деятельности;

уполномоченные экономические операторы;

таможенные представители;

таможенные перевозчики;

иные лица, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и их профессиональные объединения (ассоциации).

Применение сил и средств системы обеспечения соблюдения запретов и ограничений осуществляется при перемещении товаров через таможенную границу. Места применения сил и средств данной системы являются зонами таможенного контроля.

В соответствии со ст. 159 ТК ТС независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.

При прибытии товаров на ТТ ТС перевозчик представляет следующие документы и сведения:

1) таможенным органам:

на товары, включенные в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз и вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень) в соответствии с Положениями о применении ограничений, утвержденными Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 19 - лицензии (для резидентов Российской Федерации - лицензии Минпромторга России) либо иные разрешительные документы;

на товары, подлежащие экспортному контролю, в том числе продукцию военного назначения - лицензии (для резидентов Российской Федерации - лицензии ФСТЭК России и ФСВТС России);

на необработанные природные алмазы - сведения о сертификате Кимберлийского процесса, содержащие номер сертификата, дату его выдачи и срок действия;

2) другим контролирующим органам (на российском участке таможенной границы Таможенного союза - Роспотребнадзор и Россельхознадзор) в форме, определяемой законодательством государств - членов Таможенного союза:

на товары, в отношении которых при ввозе установлены санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные требования - стандартный документ, предусмотренный международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Если при ввозе на ТТ ТС не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, прибывшие товары подлежат немедленному вывозу, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

При убытии товаров с ТТ ТС перевозчик представляет следующие документы и сведения:

1) таможенным органам:

на товары, включенные в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз и вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень) в соответствии с Положениями о применении ограничений, утвержденными Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 19 - лицензии (для резидентов Российской Федерации - лицензии Минпромторга России) либо иные разрешительные документы;

на товары, подлежащие экспортному контролю, в том числе продукцию военного назначения - лицензии (для резидентов Российской Федерации - лицензия ФСТЭК России и ФСВТС России).

Если при вывозе с территории Российской Федерации не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, вывозимые товары не подлежат фактическому вывозу, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Примечания:

По информации, полученной из Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в рабочем порядке, в переходный период до 01.10.2010 лицензии Минпромторга России будут выдаваться с использованием бланков лицензий и форм их заполнения, предусмотренных как национальным законодательством, так и таможенным законодательством таможенного союза.

 

V. Совершение таможенных операций в отношении товаров,

содержащих объекты интеллектуальной собственности

 

Нормы главы 38 ТК РФ согласуются с нормами ТК ТС, в связи с этим сохраняется действующий порядок защиты интеллектуальной собственности.

Таким образом, меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности и обладающие признаками нарушения прав интеллектуальной собственности, могут применяться только в случае совершения в отношении вышеуказанных товаров таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры.

 

VI. Определение таможенной стоимости

 

С 1 июля 2010 г. вопросы определения таможенной стоимости будут регулироваться Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 г. (далее - Соглашение).

Согласно Соглашению в таможенную стоимость подлежат включению расходы по транспортировке, разгрузке, перегрузке до места прибытия товаров на ТТ ТС. В настоящее время такие расходы подлежат включению в таможенную стоимость товаров до аэропорта, морского порта или иного места их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации.

Вопросы декларирования и контроля таможенной стоимости товаров регулируются главой 8 ТК ТС.

Данной главой устанавливаются:

1) возможность в случаях, устанавливаемых Комиссией Таможенного союза отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров;

2) решения в отношении таможенной стоимости товаров: решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров и решение о корректировке таможенной стоимости товаров;

3) основания для корректировки таможенной стоимости товаров: заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильный выбор метода определения таможенной стоимости товаров и (или) определение таможенной стоимости;

4) основание для проведения дополнительной проверки - выявление признаков недостоверного декларирования таможенной стоимости.

ТК ТС наделяет Комиссию Таможенного союза полномочиями по установлению:

порядка декларирования таможенной стоимости, в том числе формы декларации таможенной стоимости;

порядка контроля таможенной стоимости товаров, в том числе проведения дополнительной проверки;

порядка осуществления корректировки таможенной стоимости, в том числе формы корректировки таможенной стоимости.

 

VII. Уплата таможенных платежей

 

В соответствии со статьей 70 ТК ТС к таможенным платежам относятся:

ввозная таможенная пошлина;

вывозная таможенная пошлина;

налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на ТТ ТС;

таможенные сборы.

До вступления в силу проекта федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" применение таможенных сборов, включая порядок и сроки их уплаты, осуществляется в порядке, установленном ТК РФ.

Порядок применения ставок для целей исчисления таможенных пошлин, налогов с 1 июля не изменяется.

Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов устанавливаются соответствующими статьями в рамках регулирования каждой таможенной процедуры. В общем случае, при помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов, срок их уплаты установлен - до выпуска товаров.

Статьей 79 ТК ТС в качестве плательщиков таможенных пошлин, налогов определены декларанты или иные лица, на которых ТК ТС, международными договорами или законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Таким образом, ТК ТС, как и ТК РФ, не предусматривает возможности уплаты таможенных пошлин, налогов третьими лицами.

Таможенные пошлины, налоги по-прежнему уплачиваются на счет Федерального казначейства. При этом ввозные таможенные пошлины уплачиваются с учетом норм Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), подписанного 20 мая 2010 г.

В соответствии с указанным Соглашением с даты начала применения установленного им порядка ввозные таможенные пошлины должны уплачиваться плательщиками на балансовый счет N 40101810400000010153 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" отдельными платежными документами.

При уплате ввозной таможенной пошлины платежный документ заполняется в соответствии с требованиями Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 октября 2009 г. N 102н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2004 г. N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации":

в поле (104) - код бюджетной классификации - 153 1 10 11010 01 1000 180

"Ввозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), уплаченные в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие)";

в поле (61) - ИНН Федеральной таможенной службы - 7730176610;

в поле (103) - КПП Федеральной таможенной службы - 773001001;

в поле (16) - Получатель - УФК по г. Москве (ФТС России);

в поле (107) - 8-значный код таможенного органа, осуществляющего администрирование платежа.

Обращаем внимание, что уплаченные денежные средства по КБК 153 1 10 11010 01 1000 180 "Ввозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), уплаченные в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие)" не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей.

 

VIII. Выпуск товаров

 

В соответствии со статьей 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС. Кроме того, для товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, перечень которых определяется Комиссией Таможенного союза, срок выпуска сокращен до четырех часов с момента регистрации декларации на товары. Сроки выпуска товаров могут быть продлены в тех же самых случаях и на тех же основаниях, что и предусмотрены в Таможенном кодексе Российской Федерации. Этот срок не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

Основанием для выпуска является выполнение следующих условий:

1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС и (или) иными международными договорами государств - членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;

2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с ТК ТС, а при установлении таможенных процедур в соответствии с:

пунктом 2 статьи 202 ТК ТС - международными договорами государств - членов Таможенного союза;

пунктом 3 статьи 202 ТК ТС - законодательством государств - членов Таможенного союза;

3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с ТК ТС.

При этом при несоблюдении вышеперечисленных условий выпуска товаров таможенный орган не позднее дня истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров (статья 201 ТК ТС). Отказ в выпуске оформляется в порядке, определенном решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 262.

 

IX. Временное хранение товаров

 

В части включения юридических лиц в Реестр владельцев складов временного хранения и проведения таможенных операций при временном хранении товаров, до вступления в силу проекта федерального закона Российской Федерации "О таможенном регулировании в Российской Федерации" будут применяться действующие нормативные правовые акты:

административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения Реестра владельцев таможенных складов и Реестра владельцев складов временного хранения, утвержденный Приказом ФТС России от 31.10.2007 N 1352;

обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, утвержденные Приказом ФТС России от 06.12.2007 N 1497;

правила проведения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденные Приказом ГТК России от 03.09.2003 N 958.

В отношении лиц, которые будут включены в Реестр владельцев складов временного хранения после вступления в силу ТК ТС, срок действия свидетельств о включении в указанный реестр устанавливаться не будет.

До вступления в силу упомянутого выше законопроекта планируется сохранить действие статьи 116 ТК РФ.

 

X. Таможенные процедуры

 

1. Таможенный транзит

Декларирование товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется в соответствии с главами 27 и 32 ТК ТС. Декларантом таможенной процедуры таможенного транзита может быть:

1) перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

2) экспедитор, если он является лицом государства - члена Таможенного союза;

3) лицо государства - члена Таможенного союза:

заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки.

Таможенная процедура таможенного транзита применяется в случаях перевозки:

иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;

иностранных товаров, а также товаров таможенного союза в случаях определенных ТК ТС или решением Комиссии Таможенного союза, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;

иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;

товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза.

Условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита:

1) товары не запрещены к ввозу на ТТ ТС или вывозу с такой территории;

2) в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;

3) в отношении ввозимых товаров осуществлены пограничный контроль и иные виды государственного контроля, если товары подлежат такому контролю в месте прибытия;

4) представлена транзитная декларация;

5) в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита;

6) обеспечена идентификация товаров;

7) транспортное средство международной перевозки оборудовано надлежащим образом в случае, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями.

Транзитная декларация является одним из видов таможенной декларации. В качестве транзитной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, а также документы, предусмотренные международными договорами, в частности книжка МДП и прилагаемые к ней документы. Состав сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, не изменился, за исключением следующего:

1) в транзитной декларации должны содержаться сведения о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ТС на уровне не менее первых шести знаков (в соответствии с ТК РФ - четырех знаков), а также сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов (в соответствии с положениями действующего таможенного законодательства требуется представление указанных документов, но не требуется указания сведений о них в транзитной декларации);

2) не требуется указания в транзитной декларации сведений о водителях транспортных средств, о предполагаемом сроке таможенного транзита.

Форма транзитной декларации отличается от формы декларации на товары и устанавливается решением Комиссии Таможенного союза. Предполагается применение указанной формы транзитной декларации и порядка ее заполнения с 1 января 2011 года.

Меры обеспечения соблюдения таможенного транзита:

1) обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов;

2) таможенное сопровождение;

3) установление маршрута.

Установление маршрута является дополнительной мерой к мерам 1) и 2). Не требуется принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита в случаях:

1) если декларантом является:

таможенный перевозчик;

уполномоченный экономический оператор;

2) если товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

 

2. Переработка на таможенной территории

В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза:

1) таможенная декларация может использоваться в качестве заявления на переработку только в случае, если целью помещения товаров под таможенную процедуру является их ремонт;

2) перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру, определяется решением Комиссии Таможенного союза;

3) определены операции, не относящиеся к операциям по переработке;

4) срок переработки товаров на таможенной территории увеличен до 3 лет;

5) решением Комиссии Таможенного союза определяются категории товаров, в отношении которых срок переработки может превышать 3 года;

6) вывоз продуктов переработки осуществляется в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта.

 

3. Переработка вне таможенной территории

В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза:

1) таможенная декларация может использоваться в качестве заявления на переработку только в случае, если целью помещения товаров под таможенную процедуру является их ремонт;

2) перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру, определяется решением Комиссии Таможенного союза (сырьевые товары);

3) не предусмотрен такой способ идентификации, как документальное подтверждение;

4) замена продуктов переработки разрешена только в случае ремонта и при перемещении трубопроводным транспортом;

5) таможенная процедура завершается:

помещением продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

помещением товаров, не подвергшимся операциям по переработке, под таможенные процедуры реимпорта или экспорта;

помещением продуктов переработки под таможенную процедуру реимпорта, если целью переработки был безвозмездный (гарантийный) ремонт.

 

4. Магазин беспошлинной торговли

Главой 3 ТК ТС предусмотрено, что юридическое лицо признается владельцем магазина беспошлинной торговли после включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, в то время как статьей 261 ТК РФ предусматривался уведомительный порядок открытия магазина беспошлинной торговли.

Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли, определяется решением Комиссии Таможенного союза.

 

5. Таможенный склад

Таможенная процедура таможенного склада регламентирована главой 33 ТК ТС.

Перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру таможенного склада, определяется решением Комиссии Таможенного союза.

 

6. Временный ввоз и временный вывоз

Таможенные процедуры временного ввоза (допуска) и временного вывоза регламентированы главами 37 и 38 ТК ТС. В соответствии со статьей 370 ТК ТС товары, помещенные до вступления в силу ТК ТС под таможенные режимы временного ввоза и временного вывоза, признаются помещенными соответственно под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) и временного вывоза. В отношении этих товаров применяются положения ТК ТС, а таможенные процедуры действуют до истечения установленных сроков, с учетом возможности их продления в соответствии со статьями 280 и 288 ТК ТС соответственно.

Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия их освобождения, включая его предельные сроки, определяются в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) решениями Комиссии Таможенного союза.

 

7. Перемещение транспортных средств международной перевозки

Транспортные средства являются категорией товаров и помещаются под таможенные процедуры в соответствии с положениями ТК ТС.

В соответствии со статьей 4 ТК ТС транспортные средства, ввозимые на ТТ ТС или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, являются транспортными средствами международной перевозки.

Перемещение транспортных средств международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа регламентируется главой 48 ТК ТС.

 

8. Перемещение припасов

В соответствии с главой 50 ТК ТС припасы подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные процедуры. Таможенные операции в отношении припасов при ввозе на ТТ ТС производятся в местах прибытия, при вывозе с ТТ ТС - в местах начала международной перевозки либо в местах убытия. Использование припасов в целях, не предусмотренных главой 50 ТК ТС, допускается при их помещении под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта.

 

9. Специальная таможенная процедура

Перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру определяются решением Комиссии Таможенного союза.

Требования и условия помещения товаров под специальную таможенную процедуру, а также ограничения на пользование и распоряжение товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024