| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 30 апреля 2010 г. N 01-11/21675

 

О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ

ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В связи с поступающими в ФТС России обращениями таможенных органов и в целях единообразного применения положений Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) ФТС России сообщает следующее.

1. По вопросу уплаты сумм авансовых платежей.

Согласно пункту 1 статьи 331 Таможенного кодекса таможенные пошлины, налоги, а также таможенные сборы уплачиваются на счет Федерального казначейства. Исключения предусмотрены для уплаты таможенных платежей физическими лицами в отношении товаров, перемещаемых ими через таможенную границу для личного пользования, в виде возможной уплаты платежей в кассу таможенного органа и для случаев уплаты платежей в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в виде уплаты платежей организации почтовой связи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 287 и пунктом 1 статьи 345 Таможенного кодекса внесение денежного залога осуществляется перечислением на счет Федерального казначейства, за исключением возможного его внесения в кассу таможенного органа физическим лицом, перемещающим через таможенную границу товары для личного пользования.

Авансовые платежи тоже вносятся на счет Федерального казначейства, то есть безналичным способом. Какие-либо исключения Таможенным кодексом не предусмотрены (пункт 1 и пункт 2 статьи 330 Таможенного кодекса).

2. Касательно возврата авансовых платежей.

Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным главой 33 Таможенного кодекса для возврата таможенных пошлин, налогов.

До 1 октября 2009 года в соответствии с пунктом 5 статьи 330 Таможенного кодекса возврат авансовых платежей осуществлялся, если заявление об их возврате было подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.

С 1 октября 2009 года возврат авансовых платежей осуществляется, если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. При этом необходимо учитывать, что к распоряжению лица авансовыми платежами в соответствии с пунктом 3 статьи 330 Таможенного кодекса относится подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.

Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Согласно пункту 5 статьи 330 Таможенного кодекса по истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.

В соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса акты таможенного законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено ими.

Авансовые платежи, срок возврата которых истек до 1 октября 2009 года, возврату не подлежат.

В случае, если срок возврата авансовых платежей не истек до 1 октября 2009 года, исчисление сроков возврата указанных авансовых платежей следует производить со дня последнего распоряжения лица об их использовании.

3. Относительно обеспечения уплаты таможенных платежей при перемещении товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита и таможенным режимом международного таможенного транзита.

Согласно пункту 1 статьи 337 Таможенного кодекса исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случае перевозки иностранных товаров. При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 337 Таможенного кодекса обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов производится лицом, ответственным за их уплату.

В отношении товаров, перемещаемых в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита или с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита, на основании статей 90, 169 и 320 Таможенного кодекса лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения, является перевозчик или экспедитор, если разрешение на транзит получено экспедитором.

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, перевозимых в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита или таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита, производится указанными лицами.

4. Относительно начисления пеней и выставления требования об уплате таможенных платежей.

Порядок начисления пеней установлен статьей 349 Таможенного кодекса.

Пенями являются денежные суммы, которые лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, обязано выплатить в случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в установленные Таможенным кодексом сроки.

4.1. В соответствии с пунктом 4 статьи 349 Таможенного кодекса при выставлении требования об уплате таможенных платежей пени начисляются по день выставления указанного требования.

Согласно пункту 2 статьи 349 Таможенного кодекса пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, от суммы неуплаченных таможенных платежей (недоимки).

В случае принятия таможенным органом решения о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке согласно статье 351 Таможенного кодекса пени начисляются на день вынесения такого решения.

В случае исполнения инкассового поручения и несовпадения дня, по который осуществлялось начисление пеней, и дня списания со счета суммы задолженности в полном объеме пени по дату списания со счета должника суммы задолженности не начисляются.

4.2. В соответствии с пунктом 4 статьи 349 Таможенного кодекса в случаях, если сумма пеней, начисленная в соответствии с пунктом 2 статьи 349 Таможенного кодекса, не будет взыскана в полном объеме за счет иного имущества плательщика либо в судебном порядке, в отношении сумм неуплаченных пеней лицу, ответственному за уплату таможенных пошлин, налогов, направляется требование об уплате таможенных платежей, а при неисполнении указанного требования в установленные сроки принимаются меры принудительного взыскания в порядке, предусмотренном главой 32 Таможенного кодекса.

Требование необходимо направлять в силу того, что за время принудительного взыскания сумм задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов и пени сумма пени, подлежащая уплате за несвоевременное исполнение (неисполнение) обязанности по уплате таможенных платежей, изменилась.

4.3. Исчисление пеней при корректировке таможенной стоимости товаров после их выпуска.

Как установлено пунктом 7 статьи 323 Таможенного кодекса, в случае, когда таможенный орган определяет таможенную стоимость товаров после их выпуска, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей, если требуется доплата таможенных пошлин, налогов. Уплата дополнительно исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Поскольку пени на дополнительную сумму таможенных пошлин, налогов, уплаченную в течение указанного срока, не начисляются, то в требовании об уплате таможенных платежей указание суммы пеней не требуется.

При неуплате в течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов таможенные органы начисляют пени и выставляют требование об уплате таможенных платежей на сумму начисленных пеней.

4.4. Как установлено статьей 350 Таможенного кодекса, в случае, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении которой в соответствии с Таможенным кодексом направляется требование об уплате таможенных платежей, изменилась после направления указанного требования, таможенный орган направляет уточненное требование об уплате таможенных платежей. При вводе в КПС "КТП-Р" информации об уточненном требовании об уплате таможенных платежей первоначально введенную информацию о размере таможенных платежей, пеней следует корректировать. Информацию об уточненном требовании об уплате таможенных платежей указывать в поле "Принятые меры".

4.5. Согласно пункту 3 статьи 350 Таможенного кодекса требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении.

Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, в случае обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в связи с корректировкой таможенной стоимости требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, зафиксированного актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.

4.6. В соответствии с пунктом 2 статьи 144 Таможенного кодекса за уплату таможенных платежей, подлежащих уплате при декларировании товаров, таможенный брокер (представитель) несет солидарную с декларантом ответственность в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей.

Как установлено пунктом 4.1 статьи 348 Таможенного кодекса, при солидарной ответственности лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному брокеру (представителю) в полном размере задолженности с указанием об этом в данных требованиях.

Кроме того, при применении мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов при солидарной ответственности лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, таможенные органы пользуются правами кредитора при солидарной обязанности по правилам, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации. Статьями 323, 325 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается возможность требовать исполнения обязанности от всех должников в полном объеме долга. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязанность не будет исполнена в полном объеме.

В соответствии с пунктом 4 статьи 319 Таможенного кодекса прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в связи с ликвидацией организации не влечет прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов для лиц, несущих с указанным лицом солидарную ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов.

Указанная задолженность учитывается за лицом, несущим солидарную ответственность с ликвидированным лицом, и подлежит взысканию с такого лица в порядке, установленном Таможенным кодексом.

5. Относительно взыскания таможенных платежей.

В соответствии с пунктом 6 статьи 351 Таможенного кодекса в случае, если задолженность по уплате таможенных платежей будет погашена (прекращена или исполнена) лишь частично, таможенный орган, вынесший решение о бесспорном взыскании, не позднее трех рабочих дней со дня частичного исполнения обязанности по уплате таможенных платежей направляет в банк новое инкассовое поручение (распоряжение) на непогашенную сумму задолженности по уплате таможенных платежей с письменным уведомлением банка об отзыве предыдущего инкассового поручения (распоряжения). При этом новое решение о бесспорном взыскании таможенным органом не выносится, поскольку в данном случае изменение суммы задолженности произошло в связи с частичным исполнением обязанности по уплате таможенных платежей плательщиком самостоятельно или за счет частичного взыскания задолженности за счет имущества плательщика.

6. Относительно возможности использования денежного залога, внесенного перевозчиком или экспедитором в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при таможенном транзите товаров, для уплаты таможенных платежей при декларировании товаров.

Согласно статье 337 Таможенного кодекса обеспечение уплаты таможенных платежей производится лицом, ответственным за их уплату. Статьей 345 Таможенного кодекса предусмотрена возможность использования денежного залога для уплаты таможенных платежей при условии исполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом, и желания плательщика таможенных пошлин, налогов.

В соответствии со статьей 328 Таможенного кодекса плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларанты и иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Поскольку при декларировании товаров на перевозчика (экспедитора), внесшего денежный залог в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при таможенном транзите товаров (статья 86 Таможенного кодекса), после надлежащего завершения таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита не возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов и перевозчик (экспедитор) не является плательщиком таможенных пошлин, налогов, то сумма денежного залога, внесенная перевозчиком (экспедитором), не может быть использована для уплаты таможенных платежей при декларировании товаров.

7. По вопросу сроков уплаты таможенных сборов за таможенное оформление в случае нарушения сроков подачи таможенной декларации.

Порядок уплаты таможенных сборов регулируется главой 33.1 Таможенного кодекса. При этом положения данной главы содержат отсылочные нормы к нормам, регулирующим порядок уплаты таможенных пошлин, налогов (статья 331, главы 32, 33 Таможенного кодекса), только в отношении правил и форм уплаты таможенных сборов, а также в отношении взыскания и возврата таможенных сборов.

Сроки уплаты таможенных сборов за таможенное оформление установлены пунктом 1 статьи 357.6 Таможенного кодекса, согласно которому таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

Положения указанной статьи не содержат оговорок об ином исчислении сроков уплаты таможенных сборов за таможенное оформление, в том числе при нарушении сроков подачи таможенной декларации.

В связи с изложенным в случае, если таможенная декларация не подана в установленный срок и не продлен срок ее подачи в порядке, установленном статьей 129 Таможенного кодекса, пени в отношении таможенных пошлин, налогов начисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации. При этом пени в отношении таможенных сборов за таможенное оформление не начисляются.

8. Относительно плательщика таможенных сборов за таможенное оформление товаров, помещаемых под таможенный режим международного таможенного транзита.

Статьей 357.9 Таможенного кодекса определены случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление. В иных случаях подлежат уплате таможенные сборы за таможенное оформление.

В соответствии с пунктом 2 статьи 357.7 Таможенного кодекса уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены Таможенным кодексом в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов.

В случаях, когда декларирование товаров в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита производится таможенным брокером (представителем), таможенный брокер (представитель) вправе уплачивать таможенные сборы за таможенное оформление, поскольку он несет солидарную с декларантом ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 144 Таможенного кодекса.

 

Первый заместитель руководителя

генерал-полковник

таможенной службы

В.М.МАЛИНИН

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024