| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Физическое лицо получило доход в 2009 г. от конвертации паев разных фондов, находящихся в управлении у одного брокера. Брокер, выступая налоговым агентом, самостоятельно не смог удержать и перечислить НДФЛ в бюджет.

Пунктом 5 ст. 226 НК РФ установлено, что при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумму налога.

Брокер письменно сообщил лишь налоговому органу об исчисленной сумме налога, однако не посчитал нужным сообщить налогоплательщику о полученном им доходе и об исчисленной сумме НДФЛ. То есть фактически брокер на выполнил все обязательства, установленные НК РФ.

Впоследствии налоговые органы начислили пени и штраф за несвоевременную подачу декларации с суммой дохода, о котором налогоплательщик не знал, так как не изымал свои денежные средства из управления брокером.

Является ли физическое лицо виновным в неуплате НДФЛ?

Правомерно ли привлечение физического лица к налоговой ответственности в указанном случае?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 28 сентября 2011 г. N 03-04-05/3-694

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу привлечения налогоплательщика к ответственности в случае неуплаты налога на доходы физических лиц с дохода, полученного в 2009 г. от конвертации инвестиционных паев инвестиционных фондов, находящихся в доверительном управлении одной управляющей компании, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 214.1 Кодекса (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г.) сумма дохода, полученного при обмене инвестиционных паев одного инвестиционного фонда на паи другого паевого инвестиционного фонда, определялась исходя из расчетной стоимости реализуемых путем обмена инвестиционных паев, а расходов - исходя из покупной цены указанных паев, уплаченной физическим лицом при их приобретении, включая надбавки.

При этом сам обмен инвестиционных паев одного инвестиционного фонда на паи другого паевого инвестиционного фонда производился без удержания налога.

До 1 января 2010 г. согласно п. 8 ст. 214.1 Кодекса расчет и уплата суммы налога осуществлялись налоговым агентом по окончании налогового периода или при осуществлении им выплаты денежных средств налогоплательщику до истечения очередного налогового периода.

При этом в соответствии с п. 4 ст. 226 Кодекса удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в качестве дохода, при фактической выплате указанных денежных средств либо по его поручению третьим лицам.

Таким образом, при выплате налогоплательщику иных видов дохода, получаемых от налогового агента, помимо дохода, полученного при совершении операций обмена инвестиционных паев одного инвестиционного фонда на паи другого паевого инвестиционного фонда, налоговый агент должен был удержать налог на доходы физических лиц за счет сумм указанных доходов.

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент в соответствии с п. 5 ст. 226 Кодекса (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г.) должен был в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомить налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Уплата налога в этом случае производилась налогоплательщиком самостоятельно в соответствии со ст. 228 Кодекса.

До 1 января 2010 г. обязанность об уведомлении налогоплательщика о невозможности удержать исчисленный налог на доходы физических лиц на налоговых агентов не возлагалась.

В соответствии с п. 1 ст. 75 Кодекса налогоплательщик должен выплатить пени в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Установление факта совершения нарушения законодательства о налогах и сборах является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности за такое нарушение (п. 3 ст. 108 Кодекса).

Отсутствие вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения является одним из обстоятельств, исключающих привлечение его к ответственности.

Пунктом 6 ст. 108 Кодекса установлено, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет ответственность, предусмотренную ст. 119 Кодекса.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

28.09.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024