| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Согласно п. 6 ст. 271 НК РФ по договорам займа, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях налогообложения доход признается полученным и включается в налоговую базу на конец месяца соответствующего отчетного периода. Условия кредитных договоров предполагают расчет процентов до даты окончательного погашения займа.

Одновременно следует принимать во внимание нормы специального права - Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Согласно ст. 4 Закона N 127-ФЗ состав и размер денежных обязательств должника определяются:

- на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом;

- на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Сумма требований кредиторов фиксируется в Реестре требований кредиторов и утверждается определением арбитражного суда. До завершения каждой из процедур банкротства и утверждения результатов ее применения арбитражным судом сумма требований кредиторов не может быть изменена.

Кроме того, ст. ст. 81 и 95 Закона N 127-ФЗ прямо установлено, что в ходе применения процедур финансового оздоровления и внешнего управления подлежащие уплате по договору проценты не начисляются, однако предусмотрено начисление процентов на сумму требований кредиторов в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Принимая во внимание специальный порядок определения суммы задолженности заемщиков, находящихся в процессе банкротства на этапах применения процедур финансового оздоровления и внешнего управления, банк считает необходимым учитывать в целях налога на прибыль:

- доходы в виде процентов по ставке кредитного договора в размере, утвержденном определением арбитражного суда (т.е. исчисленном на дату подачи заявления о признании должника банкротом или на дату введения соответствующей процедуры);

- доходы в виде процентов по ставке рефинансирования Банка России (если иной размер не предусмотрен соглашением между должником и конкурсным кредитором), начисленных за период с даты введения соответствующей процедуры по последнее число месяца соответствующего отчетного периода

Правомерна ли позиция банка?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 2 июня 2011 г. N 03-03-06/2/83

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета доходов в виде процентов для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

Доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, учитываются в составе внереализационных доходов на основании п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 271 НК РФ при применении метода начисления доход в виде процентов признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца соответствующего отчетного периода вне зависимости от фактического поступления в их оплату денежных средств или иного имущества.

Пунктом 1 ст. 269 НК РФ предусмотрено, что в целях гл. 25 НК РФ под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

Таким образом, основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде процентов является действующее долговое обязательство, условиями которого предусмотрена уплата процентов.

Согласно ст. 81 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения финансового оздоровления, исходя из непогашенной суммы требований в соответствии с графиком погашения задолженности. Соглашением между должником и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих начислению процентов.

По мнению Департамента, указанный внереализационный доход признается доходом в виде начисленных процентов, а не в виде сумм штрафных санкций, поскольку для взыскания указанных процентов с должника не требуется ни его признания, ни решения суда о взыскании процентов.

Таким образом, начисляемые в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ проценты на сумму требований конкурсного кредитора подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов в соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ.

Также сообщаем, что вопросы, связанные с порядком начисления процентов по долговым обязательствам должника, в отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве, регулируются Федеральным законом N 127-ФЗ и не относятся к компетенции Департамента.

Вместе с тем в соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63, при решении вопроса о квалификации в качестве текущих платежей требований об уплате процентов за пользование денежными средствами, предоставленными должнику по договору займа, кредитному договору либо в качестве коммерческого кредита, необходимо иметь в виду, что указанные проценты наряду с подлежащей возврату суммой займа (кредита), на которую они начисляются, образуют сумму задолженности по соответствующему денежному обязательству должника, состав и размер которого, если это обязательство возникло до принятия заявления о признании должника банкротом, определяются по правилам п. 1 ст. 4 Федерального закона N 127-ФЗ. В этом случае требования об уплате таких процентов не являются текущими платежами.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

02.06.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024