| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: ООО и Минобрнауки заключили договор с целью реализации комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства, выполняемого с участием российского высшего учебного заведения, в рамках которого ООО получает субсидии из федерального бюджета на финансирование НИОКР. На реализацию проекта ООО должно направить собственных средств в размере не менее 100% субсидий. При этом не менее 20% должны быть направлены на НИОКР, а 80% - на инвестиционное развитие. Владельцем результатов НИОКР будет являться ООО, вуз является исполнителем. Для получения субсидий открыт отдельный расчетный счет, с которого будут вестись расчеты с вузом. Грант разделен на девять тем, в рамках каждой темы выполняется один прибор (технология, система) и каждый месяц на счет списываются фактически осуществленные затраты, которые накапливаются в разрезе каждой темы отдельно (амортизация, материалы, заработная плата и т.д.). Для реализации проекта собственными силами планируется выделение отдельных производственных единиц.

Указанные темы входят в перечень, установленный Правительством РФ, дающий право на применение коэффициента 1,5 к расходам на НИОКР.

В результате НИОКР будут созданы новые приборы (опытные образцы) и технологии для использования в производственной деятельности ООО. Планируется оформление охранных документов (патентов) на полезные модели, опытные образцы и т.п.

Каков порядок учета для целей исчисления налога на прибыль средств, получаемых ООО в виде субсидий? Вправе ли организация расходы на НИОКР признать с применением повышающего коэффициента 1,5 единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены? В каком случае расходы могут быть включены в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 12 мая 2011 г. N 03-03-06/1/291

 

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций субсидий из федерального бюджета, выделенных на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, и сообщается следующее.

Порядок и условия предоставления из федерального бюджета субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием российских высших учебных заведений, определены Правилами предоставления субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 N 218 (далее - Правила).

Согласно данным Правилам субсидии предоставляются на конкурсной основе. Участником конкурса является организация, которая представляет проект, предусматривающий выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ российскими вузами, и дополнительно направляет на реализацию проекта собственные средства в размере не менее 100% объема субсидии. При этом не менее 20% указанных средств должно использоваться на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Субсидия выделяется организации, отобранной в результате конкурса, на срок от одного года до трех лет в объеме до 100 млн руб. в год для финансирования указанных работ.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.

Таким образом, субсидии, полученные коммерческими организациями на реализацию проекта, предусматривающего выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ российскими вузами, подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов.

При применении налогоплательщиком метода начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Согласно пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ для внереализационных доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.

Таким образом, в целях налогообложения прибыли датой получения доходов в виде субсидий, по мнению Департамента, является дата их зачисления на расчетный счет налогоплательщика.

Порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) в целях налогообложения прибыли регулируется ст. 262 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 262 НК РФ расходы налогоплательщика на НИОКР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки в порядке, предусмотренном ст. 262 НК РФ.

Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований).

Расходы налогоплательщика на НИОКР, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 262 НК РФ.

Расходы налогоплательщика на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, и включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5. По мнению Департамента, указанные расходы на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) организации могут признавать с применением повышающего коэффициента 1,5 единовременно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, а не равномерно в течение одного года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований).

Согласно п. 5 ст. 262 НК РФ в случае, если в результате произведенных расходов на НИОКР организация-налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, данные права признаются нематериальными активами, которые подлежат амортизации в соответствии с п. п. 2 и 5 ст. 258 НК РФ, с учетом положений п. 3 ст. 259 НК РФ.

При этом, по мнению Департамента, если исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, получены в результате произведенных расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, то стоимость данного нематериального актива должна формироваться с коэффициентом 1,5.

В п. 3 ст. 257 НК РФ предусмотрено, что к нематериальным активам относятся, в частности, исключительное право патентообладателя на промышленный образец, полезную модель.

Таким образом, если налогоплательщиком при проведении работ по НИОКР получен результат, подлежащий правовой охране, и организация приняла решение оформить соответствующие исключительные права на полученный результат (промышленный образец, полезную модель), то учет расходов в этом случае ведется в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 262 НК РФ. При этом если исключительные права на данные объекты получены в результате произведенных расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, то стоимость данного нематериального актива должна формироваться с коэффициентом 1,5.

В случае если налогоплательщик не оформляет соответствующие исключительные права на созданные в результате проведения расходов на НИОКР промышленный образец, полезную модель, то учет указанных расходов ведется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 262 НК РФ.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

12.05.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024