| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Потребительское общество по созданию инфраструктуры и ее использованию (далее - ПО) осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". Согласно уставу ПО было создано для создания системы газоснабжения и подведения ее к домам пайщиков, а также для защиты социально-бытовых интересов пайщиков.

В процессе своей деятельности ПО на целевые средства, полученные от пайщиков, построило газопровод и подвело систему газоснабжения к домам пайщиков.

Кооперативные выплаты пайщикам в процессе деятельности ПО не производились. Все расходы ПО покрывались за счет взносов пайщиков. Таким образом, все денежные средства, которые были израсходованы на строительство газопровода, были получены от пайщиков в форме паевых, вступительных и целевых взносов.

В настоящий момент пайщики ПО приняли решение о прекращении деятельности ПО и о его ликвидации. В рамках ликвидации планируется продать газопровод, который по состоянию на 01.01.2011 учитывается в составе основных средств.

С 2011 г. ПО применяет УСН с объектом налогообложения "доходы".

Согласно ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 249 НК РФ к доходам от реализации отнесена выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных. При этом, как установлено п. 3 ст. 38 НК РФ, товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

ПО считает, что выручка от продажи газопровода в 2011 г. должна учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, при этом расходы на приобретение (создание) газопровода учитываться не будут, так как ПО в качестве объекта налогообложения выбрало "доходы". Правомерна ли позиция ПО?

Согласно Письмам Минфина России от 18.03.2009 N 03-03-06/4/17, от 25.10.2007 N 03-03-06/4/140, УФНС по г. Москве от 18.06.2009 N 16-15/061725 если некоммерческая организация реализовала основное средство, приобретенное за счет средств целевого финансирования, до окончания срока его полезного использования, то такую ситуацию предлагается рассматривать как использование средств не по целевому назначению, что влечет за собой признание внереализационного дохода в размере, соответствующем стоимости приобретенного за счет средств целевого финансирования имущества, который необходимо учитывать при исчислении налога на прибыль на основании п. 14 ст. 250 НК РФ. Поскольку при применении УСН доходы определяются в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, то данное утверждение может быть применено и к организациям, применяющим УСН.

При этом в указанных Письмах рассматривается ситуация, когда некоммерческая организация продает основное средство в процессе осуществления своей деятельности и не планирует ее прекращение.

Правомерно ли считает ПО, что при реализации ПО объекта основных средств (газопровода), приобретенного за счет средств целевого финансирования (целевых взносов пайщиков), до окончания срока полезного использования, в рамках ликвидации, внереализационного дохода не возникает, и данная операция не приводит к использованию средств не по целевому назначению?

В соответствии с уставом ПО при ликвидации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, за исключением имущества неделимого фонда ПО, распределяется между пайщиками.

В процессе ликвидации ПО продает газопровод и после удовлетворения требований кредиторов оставшиеся денежные средства распределяет между пайщиками.

Сумма распределяемых денежных средств между пайщиками по результатам ликвидации не превышает сумму денежных средств, внесенных пайщиками в форме паевых, вступительных и целевых взносов.

По аналогичному вопросу в отношении ООО имеется разъяснение Федеральной налоговой службы, изложенное в Письме ФНС России от 27.01.2010 N 3-5-04/70@, в соответствии с которым при определении дохода, подлежащего обложению НДФЛ при выплате дохода участникам ООО при ликвидации, из налоговой базы следует исключать расходы на приобретение доли.

Кроме того, в соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц", 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Правильно ли ПО понимает, что при выплате пайщикам (физическим лицам) денежных средств по итогам ликвидации, в случае если сумма выплаченных денежных средств не превышает сумму средств, ранее внесенных пайщиками в форме паевых, вступительных и целевых взносов, направленных на строительство газопровода и осуществление ПО деятельности, объект налогообложения по НДФЛ в части таких выплат не возникает?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 5 апреля 2011 г. N 03-11-06/2/45

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо о порядке налогообложения ликвидируемого юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано в том числе по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

В этом случае учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. п. 1, 2, 3 ст. 63 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса.

Согласно ст. 249 Кодекса для целей налогообложения налогом на прибыль организаций доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг), а также выручка от реализации имущественных прав.

Таким образом, при реализации имущества ликвидируемой организации, применяющей упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, доходы от реализации имущества должны быть учтены при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в порядке, установленном гл. 26.2 Кодекса.

В соответствии с п. 7 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Согласно п. 5 ст. 30 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" имущество потребительского общества, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, за исключением имущества неделимого фонда потребительского общества, распределяется между пайщиками, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

Поскольку при выходе участника из потребительского общества в связи с его ликвидацией продажи доли в уставном капитале не производится, выплаты денежных средств пайщикам - физическим лицам за счет доходов от реализации имущества общества подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях с полной суммы выплаченного дохода.

Одновременно сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее - Положение), и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.

При этом в соответствии с Положением и Регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

05.04.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024