| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: 1. Что необходимо управляющей паевым инвестиционным фондом компании включать в налоговую базу по налогу на имущество организаций, если имущество фонда не амортизируется? Каков порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций для управляющей паевым инвестиционным фондом компании?

Поскольку ПИФ не является организацией и юридическим лицом, то учет его имущества осуществляется на основании Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов (утв. Приказом ФСФР России от 20.05.2008 N 08-19/пз-н), бухгалтерский учет активов ПИФа не осуществляется, так как ПИФ не является организацией и положения ПБУ 6/01 на ПИФы не распространяются.

Таким образом, имущество ПИФа не подлежит амортизации, на него не начисляется износ и учитывается оно по рыночной стоимости (ст. 7 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ), которая определяется оценщиком не реже одного раза в год (ст. 37 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ).

2. На основании каких норм налогового законодательства управляющая компания является налоговым агентом по налогу на имущество организаций?

В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

ПИФ, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ, не является юридическим лицом, а следовательно, и не может являться налогоплательщиком на основании ст. 19 НК РФ, согласно которой налогоплательщиками признаются организации и физические лица.

Под организациями в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что ПИФ не является налогоплательщиком в соответствии с НК РФ и в силу этого управляющая компания не может выступать налоговым агентом, а следовательно, исчислять, удерживать и перечислять налог на имущество организаций.

3. Каким образом ПИФу необходимо встать на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества?

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации подлежат постановке на налоговый учет по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.

Согласно п. 1 ст. 14 НК РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, а значит, уплачивается в бюджеты субъектов РФ.

При этом в соответствии со ст. 24 НК РФ на налоговых агентов не возложена обязанность вставать на налоговый учет по месту нахождения имущества налогоплательщика, а также осуществлять постановку на учет самого налогоплательщика.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 24 марта 2011 г. N 03-05-05-01/11

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке налогообложения переданного в доверительное управление имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и о постановке на учет в налоговом органе управляющей компании и сообщает.

На основании ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.

Статьей 378 Кодекса установлены особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное управление. Согласно п. 2 ст. 378 Кодекса имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению налогом на имущество организаций у управляющей компании. Данная норма, в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 N 308-ФЗ "О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", введена в действие с 1 января 2011 г.

В соответствии со ст. ст. 10, 11 и 15 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Федеральный закон N 156-ФЗ) паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом. Состав активов паевого инвестиционного фонда должен содержаться в инвестиционной декларации. Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.

Следовательно, в силу ст. ст. 374 и 378 Кодекса управляющая компания признается налогоплательщиком по налогу на имущество организаций не только в отношении имущества, учитываемого на балансе организации (управляющей компании), а также в отношении составляющего паевой инвестиционный фонд имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса, учитываемого на отдельном балансе и переданного в доверительное управление.

Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется согласно ст. 375 Кодекса как среднегодовая стоимость имущества, при исчислении которой в соответствии со ст. ст. 375 и 376 Кодекса учитывается остаточная стоимость основных средств, которая формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом (далее - Указания), утверждены Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 97н и установлены для организаций (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), включая профессиональных участников рынка ценных бумаг, доверительных управляющих паевыми инвестиционными фондами.

Порядок отражения в бухгалтерском учете имущества, переданного в доверительное управление, и формирования первоначальной (остаточной) его стоимости определен п. 12 Указаний, из которого следует, что основные средства, полученные от учредителя управления, учитываются на бухгалтерском счете 01 "Основные средства" по стоимости, по которой они числятся в бухгалтерском учете учредителя управления на дату вступления договора доверительного управления в силу. При этом учет основных средств, составляющих паевой инвестиционный фонд, и начисление амортизации осуществляются в общеустановленном порядке, в частности, определены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н.

При формировании управляющей компанией в бухгалтерском учете и для целей налогообложения остаточной стоимости являющихся объектом налогообложения основных средств, составляющих паевой инвестиционный фонд, необходимо иметь в виду, что в силу ст. ст. 17 и 37 Федерального закона N 156-ФЗ, если инвестиционная декларация паевого инвестиционного фонда предусматривает инвестирование в имущество, оценка его осуществляется оценщиком. Оценка недвижимого имущества должна осуществляться при его приобретении, а также не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Полагаем, что данный способ оценки имущества должен применяться для целей ведения бухгалтерского учета в связи с принятием недвижимого имущества в состав паевого фонда при его приобретении (совершении сделки) и, следовательно, для налогообложения при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций, что согласуется с арбитражной практикой (например, п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 30.05.2005 N 92).

2. На основании ст. ст. 376, 383 и 386 Кодекса налоговая база определяется, налог уплачивается и налоговая декларация по налогу на имущество организаций представляется в налоговые органы по местонахождению организации, по местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, по местонахождению объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации и указанного обособленного подразделения, если иное не предусмотрено Кодексом.

Учитывая, что имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, не является собственностью управляющей компании, а также особенности его учета на отдельном балансе (ст. 15 Федерального закона N 156-ФЗ) и уплаты налога (ст. 378 Кодекса), источник его уплаты (ст. 378 Кодекса) в отношении указанного имущества, налог должен уплачиваться, а налоговые декларации представляться доверительными управляющими в налоговые органы по месту фактического нахождения объектов недвижимого имущества, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.

При этом полагаем, что с учетом бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства о налогах и сборах (в части зачисления платежей по налогу в доход регионального и (или) местного бюджетов) в налоговый орган может представляться в отношении составляющего паевой инвестиционный фонд недвижимого имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании, одна налоговая декларация по муниципальному образованию (субъекту Российской Федерации) с заполнением разд. 2 формы Декларации (утв. Приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н) по каждому паевому инвестиционному фонду, находящемуся в доверительном управлении управляющей компании.

3. По вопросу постановки на учет в налоговом органе доверительного управляющего в отношении переданного в паевой инвестиционный фонд недвижимого имущества отмечаем, что постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 Кодекса. При этом организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 5 ст. 83 Кодекса).

На основании п. 4 ст. 85 Кодекса органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Согласно п. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом представляются управляющей компанией, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд.

Пунктами 9 и 10 ст. 83 Кодекса установлено, что в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Поэтому полагаем, что управляющей компании в целях обеспечения уплаты налога на имущество организаций (земельного налога) в соответствии с ст. 378 Кодекса (ст. 388 Кодекса) необходимо по вопросу постановки на учет обратиться в налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества, входящего в состав паевых инвестиционных фондов.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

24.03.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024