| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Организация планирует приобрести и внедрить сложное программное обеспечение (далее - ПО), которое будет использоваться в основной деятельности. В рамках проекта по внедрению ПО с правообладателем заключается несколько договоров:

- лицензионный договор, в соответствии с которым организации предоставляется неисключительная лицензия на ПО. Лицензионное вознаграждение уплачивается одним платежом при заключении договора;

- договор на работы по доработке/настройке ПО под специфику операций организации;

- договор на тестирование и внедрение ПО в промышленную эксплуатацию.

Право на лицензию предоставляется организации сразу после заключения договора и оплаты лицензионного вознаграждения. Работы по доработке/настройке, тестированию и внедрению могут осуществляться достаточно длительный период времени после предоставления организации лицензии на ПО и закончиться в следующем налоговом периоде. Передача права на использование ПО до начала выполнения работ обусловлена тем, что без этого организация не будет иметь права осуществлять настройку, тестирование и внедрение ПО. ПО устанавливается в опытной/тестовой среде организации, после чего работники организации и работники правообладателя начинают его дорабатывать, тестировать и так далее. После окончания всех работ ПО внедряется в промышленную эксплуатацию.

Таким образом, с даты приобретения лицензии и до даты окончания работ по внедрению ПО в промышленную эксплуатацию организация не использует лицензии непосредственно в основной деятельности, но при этом лицензия используется для выполнения необходимых подготовительных мероприятий.

С какой даты организация вправе начать равномерное признание расходов по приобретенным лицензиям в целях исчисления налога на прибыль - сразу по получении, поскольку необходимо осуществлять действия для подготовки ПО к промышленному внедрению, либо с даты внедрения ПО в промышленную эксплуатацию, так как именно с этого момента ПО начинает использоваться по назначению?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 30 декабря 2010 г. N 03-03-06/2/225

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка учета расходов на приобретение неисключительных прав в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

При этом ст. 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 264 Кодекса в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям).

Пунктом 1 ст. 272 Кодекса предусмотрено, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Организации, применяющие метод начисления, учитывают расходы на приобретение программы для ЭВМ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в следующем порядке:

если по условиям договора на приобретение неисключительных прав установлен срок использования программ для ЭВМ, то расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, учитываются при исчислении налоговой базы равномерно в течение этих периодов;

если из условий договора на приобретение неисключительных прав или требований гражданского законодательства Российской Федерации (ст. 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации) нельзя определить срок использования программ для ЭВМ, то, по нашему мнению, произведенные расходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов; при этом налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого указанные расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли.

По нашему мнению, учитывая положения ст. 252 Кодекса, расходы по приобретенным неисключительным лицензиям на программное обеспечение учитываются для целей налогообложения прибыли на дату начала использования налогоплательщиком программного обеспечения для осуществления своей деятельности, то есть с момента внедрения программного обеспечения в промышленную эксплуатацию.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

30.12.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024