| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: В результате прощения банком долга физлицу по кредитному договору у должника возникает экономическая выгода, которая является доходом, подлежащим налогообложению НДФЛ.

Однако при прощении штрафов, пеней и прочих санкций, даже если они прямо предусмотрены кредитным договором, доход у физлица не возникает автоматически. Чтобы доход имел место, санкции должны быть признаны должником или присуждены в пользу банка решением суда. Признание санкций должником может подтверждаться любым способом, явно свидетельствующим о признании должником этих санкций, и только в этом случае у банка будут возникать обязанности налогового агента. В противном случае прощение санкций, не признанных должником и не присужденных судом, не будет свидетельствовать о возникновении у должника дохода, а наличие в договоре пунктов о штрафных санкциях лишь устанавливает возможность привлечения к ответственности должника.

Также сумма штрафных санкций, предусмотренных договором, не признается доходом банка для целей исчисления налога на прибыль при отсутствии факта, однозначно свидетельствующего о признании должником обязательства по уплате санкций, выраженного в уплате или в письменном подтверждении признания суммы санкций, и при отсутствии решения суда, вступившего в законную силу, о взыскании с должника штрафных санкций.

Правомерна ли позиция банка?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 13 ноября 2010 г. N 03-03-06/2/197

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета доходов и сообщает следующее.

По налогу на прибыль организаций

В соответствии со ст. 415 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора.

Пунктом 3 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

Согласно пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ по доходам в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств датой получения дохода признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

Таким образом, в отношении штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств датой получения кредитной организацией дохода будет признаваться дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

По налогу на доходы физических лиц

Пунктом 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Доходом физических лиц согласно ст. 41 НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и в отношении доходов физических лиц определяемая в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.

Суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, прощенных кредитором, являются доходом должника только в случае признания их должником или их присуждения на основании решения суда, вступившего в законную силу. В случае если должник не признал суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также если отсутствует судебное решение об их присуждении, у должника не возникает экономической выгоды в случае их прощения кредитором и, соответственно, такие суммы не являются доходом должника и, следовательно, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

13.11.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024