| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: 1. Банк является профучастником РЦБ, осуществляющим дилерскую деятельность. В соответствии со ст. 300 НК РФ банк, являясь покупателем по первой части РЕПО или заемщиком по операции займа ценными бумагами, для целей исчисления налога на прибыль вправе формировать резервы под обесценение ценных бумаг по ценным бумагам, полученным по операции РЕПО (договору займа). Резервы под обесценение ценных бумаг создаются (корректируются) по состоянию на конец отчетного (налогового) периода в размере превышения цен приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, над их рыночной котировкой.

Каким образом определить цену приобретения ценных бумаг, полученных по операциям РЕПО, учитывая, что стоимость таких бумаг включает дисконт и не находится в интервале между минимальной и максимальной ценами, установленными организатором торговли на РЦБ (в соответствии со ст. 282 НК РФ)?

2. В учетной политике банка в целях исчисления налога на прибыль закреплен метод ФИФО для списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг. Банком приобретались ценные бумаги, часть из которых затем была продана по первой части сделки прямого РЕПО.

Каким образом определить дату зачисления ценных бумаг, являвшихся предметом сделки прямого РЕПО, после ее окончательного исполнения:

а) определить как дату первоначального признания ценных бумаг;

б) определить как дату возврата по второй части сделки прямого РЕПО?

3. В соответствии со ст. 280 НК РФ банк, реализуя ценные бумаги по цене выше максимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг, при определении финансового результата для целей исчисления налога на прибыль принимает фактическую цену сделки, а не максимальную; при покупке ценных бумаг по цене ниже минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимает фактическую цену сделки, а не минимальную. Правомерна ли позиция банка?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 14 сентября 2010 г. N 03-03-06/2/161

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения операций с ценными бумагами и сообщает следующее.

По первому вопросу

Статьей 300 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, вправе относить на расходы в целях налогообложения отчисления в резервы под обесценение ценных бумаг в случае, если такие налогоплательщики определяют доходы и расходы по методу начисления.

В соответствии с п. 1 ст. 282 НК РФ операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам РЕПО Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". При этом первой и второй частями РЕПО признаются первая и вторая части договора РЕПО соответственно. Покупателем по первой части РЕПО и продавцом по первой части РЕПО признаются покупатель по договору РЕПО и продавец по договору РЕПО соответственно.

Согласно п. 2 ст. 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются, в частности, исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги.

Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг определяются, в частности, исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию.

Согласно п. 5 ст. 280 НК РФ рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки.

В случае реализации (приобретения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная (максимальная) цена сделки на организованном рынке ценных бумаг.

Таким образом, в случае приобретения ценных бумаг по первой части РЕПО по цене ниже минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг ценой их приобретения для целей формирования резерва будет признаваться их фактическая цена приобретения. Ценой приобретения ценных бумаг по первой части РЕПО, приобретенных по цене, превышающей максимальную цену сделок на организованном рынке ценных бумаг, признается такая максимальная цена.

По второму вопросу

В соответствии с п. 9 ст. 280 НК РФ при реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно, в соответствии с принятой в целях налогообложения учетной политикой, выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг:

- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

- по стоимости единицы.

Статьей 333 НК РФ установлено, что учет стоимости ценных бумаг, подлежащих передаче при исполнении второй части РЕПО, осуществляет налогоплательщик, являющийся продавцом по первой части РЕПО.

По нашему мнению, датой приобретения ценных бумаг, реализованных впоследствии по первой части РЕПО и приобретенных по второй части РЕПО, признается дата их первоначального приобретения, а не дата приобретения по второй части РЕПО.

По третьему вопросу

При реализации ценных бумаг на организованном рынке по цене, превышающей максимальную цену сделок на организованном рынке ценных бумаг, ценой их реализации будет признаваться фактическая цена их реализации. При приобретении ценных бумаг по цене ниже минимальной цены сделок на организованном рынке ценных бумаг ценой их приобретения будет признаться фактическая цена их приобретения.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

14.09.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018