| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Организации потребительской кооперации (потребительские общества, потребительские кооперативы, союзы потребительских обществ), осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 21.03.2002) "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах в Российской Федерации)", производят выплаты своим учредителям - физическим лицам (пайщикам) по итогам финансового года. В соответствии с ст. 1 данного Закона кооперативные выплаты - это часть доходов потребительского общества, распределяемая между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности потребительского общества или их паевым взносам, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества.

Статьей 24 указанного выше Закона предусмотрено, что данные выплаты производятся из чистой прибыли организации, сформированной после уплаты всех налогов и платежей, предусмотренных законодательством РФ, и их размер не может превышать 20% от доходов потребительского общества.

Дивидендом согласно п. 1 ст. 43 Налогового кодекса РФ признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

В Письме Минфина России от 06.04.2006 N 03-05-01-04/82 указано, что если прибыль потребительского кооператива распределяется в соответствии с действующим законодательством между участниками пропорционально размеру их паевого взноса, то такой доход признается дивидендом и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 9 процентов.

Однако в Письме Минфина России от 20.06.2001 N 04-04-06/341 утверждается, что при распределении прибыли потребительским обществом доходы, выплачиваемые пайщикам (а не акционерам или участникам), не могут быть признаны дивидендами в соответствии со п. 1 ст. 43 НК РФ, поэтому данные доходы подлежат обложению по ставке 13 процентов.

Подпадают ли кооперативные выплаты, производимые организациями потребительской кооперации своим учредителям - физическим лицам (пайщикам) пропорционально размеру их паевого взноса, под понятие "дивиденды" в целях гл. 23 НК РФ? По какой ставке НДФЛ производится налогообложение указанных выплат?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 26 августа 2010 г. N 03-04-06/3-189

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц кооперативных выплат, производимых организациями потребительской кооперации физическим лицам - пайщикам пропорционально размеру их паевого взноса, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с п. 4 ст. 224 Кодекса налоговая ставка в размере 9 процентов установлена в отношении доходов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, от долевого участия в деятельности организации в виде дивидендов.

Согласно п. 1 ст. 43 Кодекса дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации, определяет Закон Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 1 указанного Закона кооперативные выплаты - часть доходов потребительского общества, распределяемая между пайщиками пропорционально их участию в хозяйственной деятельности потребительского общества или их паевым взносам, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества.

При этом потребительским обществом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

В соответствии с п. 1 ст. 11 указанного Закона пайщики потребительского общества имеют право получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества.

Если прибыль потребительского общества, оставшаяся после налогообложения, распределяется между участниками общества пропорционально размеру их паевого взноса, то такой доход признается в соответствии с п. 1 ст. 43 Кодекса дивидендом и подлежит обложению налогом на доходы физически лиц по ставке 9 процентов.

При распределении прибыли потребительского общества между его членами иным образом, в том числе пропорционально участию пайщиков в хозяйственной деятельности потребительского общества, такой доход участников общества не может быть признан дивидендом и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов, установленной п. 1 ст. 224 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

26.08.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018