| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: ООО, осуществляя деятельность оператора по добыче, подготовке и транспортировке углеводородного сырья, в рамках договора с недропользователем - владельцем лицензий на добычу углеводородного сырья в своей деятельности применяет вахтовый метод организации работ.

Работники, привлекаемые к работе вахтовым методом, в период нахождения на объекте производства работ проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках, представляющих собой комплекс зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности указанных работников во время выполнения ими работ и междусменного отдыха, либо в приспособленных для этих целей и оплачиваемых за счет работодателя общежитиях, иных жилых помещениях (ст. 297 ТК РФ).

Здания и сооружения, предназначенные для обеспечения жизнедеятельности вахтового персонала ООО, не принадлежат ООО, а арендуются у собственника этого имущества. Согласно договору аренды арендатор, помимо арендных платежей, осуществляет и содержание арендуемого имущества, включая проведение текущего и капитального ремонта, обеспечение эксплуатации необходимыми ресурсами.

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные платежи за арендуемое имущество.

Согласно пп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам.

В Письме Минфина России от 05.11.2008 N 03-03-06/1/613 сделан вывод о том, что если организация не содержит вахтовые поселки, а заключает с собственником вахтового поселка договор аренды на используемые для проживания вахтовиков площади, то арендные платежи по указанным договорам включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В Письме Минфина России от 05.02.2010 N 03-03-06/1/49 сделан вывод о том, что налогоплательщик, осуществляющий свою деятельность вахтовым способом, расходы на размещение своих работников в общежитиях вахтового поселка, находящегося в собственности другой организации, имеет право учитывать в целях налогообложения прибыли в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Следует ли из изложенного, что ООО имеет право включать в состав прочих расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, все расходы по договору аренды объектов вахтового поселка, используемых для проживания вахтового персонала, включая расходы на ремонты и коммунальные услуги, либо в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов могут быть включены только арендные платежи, а расходы на обеспечение эксплуатации необходимо отражать в соответствии с пп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 8 июня 2010 г. N 03-03-06/1/394

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу об учете в целях налогообложения прибыли затрат на аренду и содержание помещений, используемых для размещения работников, работающих вахтовым методом, и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии со ст. 297 Трудового кодекса Российской Федерации работники, привлекаемые к работам вахтовым методом, в период нахождения на объекте производства работ проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках, представляющих собой комплекс зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности указанных работников во время выполнения ими работ и междусменного отдыха, либо в приспособленных для этих целей и оплачиваемых за счет работодателя общежитиях, иных жилых помещениях.

Как следует из письма, налогоплательщик арендует здания и сооружения, используемые для обеспечения жизнедеятельности вахтового персонала. По договору аренды налогоплательщик помимо арендной платы осуществляет содержание арендуемого имущества.

Арендная плата за пользование зданиями и сооружениями, предназначенными для обеспечения жизнедеятельности работников, привлекаемых к работам вахтовым методом, в период нахождения на объекте производства работ, учитывается в целях налогообложения прибыли на основании пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.

При учете расходов, связанных с содержанием арендуемых зданий и сооружений, следует принимать во внимание, что согласно п. 22 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 заключенное арендатором и арендодателем соглашение, устанавливающее порядок участия арендатора в расходах на потребленную электроэнергию, не может быть квалифицировано как договор энергоснабжения.

В указанном Письме отмечается, что арендодатель сам получал электроэнергию в качестве абонента, а арендатор пользовался получаемой арендодателем электроэнергией в связи с арендой помещения. Все это, по мнению ВАС РФ, позволяет утверждать, что соответствующее соглашение фактически устанавливает порядок определения расходов арендатора на электроэнергию в арендованном помещении и является частью договора аренды.

С учетом изложенного расходы арендатора на потребляемую электроэнергию и другие коммунальные платежи, услуги связи могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как составная часть платы за аренду помещения в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ или по самостоятельному основанию в соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Что касается расходов на ремонт арендованных помещений, используемых для размещения работников, работающих вахтовым методом, необходимо учитывать следующее.

Как следует из п. п. 1 - 2 ст. 260 НК РФ, расходы арендатора на ремонт амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

08.06.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018