| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В учетной политике банка для целей налогообложения расходами признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

Может ли банк при исчислении налога на прибыль признать расходом всю сумму фактически начисленных процентов, если фактическая процентная ставка превысила верхнюю границу предельно допустимого значения средней процентной ставки по аналогичным займам либо оказалась меньше нижней границы? Или же банк может учесть в расходах только ту часть начисленных процентов, которая не отклоняется от среднего уровня процентов более чем на 20% в сторону повышения (понижения) либо воспользоваться вторым способом признания процентов в налоговом учете (закрепив такой порядок в учетной политике), то есть включить во внереализационные расходы сумму процентов в пределах норматива, рассчитанного исходя из ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на 1,1 (по займам и кредитам в рублях), или установленной максимальной величины (по долговым обязательствам в иностранной валюте)?

В абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ указана обязанность налогоплательщика определить предельную величину процентов, признаваемых расходом, исходя из ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на 1,1 (по займам и кредитам в рублях), или установленной максимальной величины (по долговым обязательствам в иностранной валюте) в случае отсутствия долговых обязательств перед российскими организациями.

Если банк имеет долговое обязательство перед иностранной организацией, при отсутствии долговых обязательств, выданных иностранным организациям в том же квартале на сопоставимых условиях, имеет ли право банк включать в расходы фактическую сумму начисленных процентов? Или банк должен воспользоваться вторым способом признания процентов в налоговом учете, то есть включить во внереализационные расходы сумму процентов в пределах норматива, рассчитанного исходя из установленной максимальной величины (по долговым обязательствам в иностранной валюте)?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 мая 2010 г. N 03-03-06/2/92

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, относящимся к своей компетенции, сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях.

Таким образом, при определении процентов по долговым обязательствам, принимаемых к вычету, используется один из двух способов расчета предельной величины расходов, предусмотренных п. 1 ст. 269 НК РФ.

Первый заключается в определении среднего уровня процентов, второй предусматривает использование ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на коэффициент по долговым обязательствам в рублях.

Налогоплательщик может закрепить в учетной политике порядок учета предельной величины процентов, признаваемых расходом, исходя из среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце). В случае закрепления вышеуказанного порядка порядок учета предельной величины процентов, признаваемых расходом, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на коэффициент, может применяться только при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях. Это правило применяется и в случае, когда у налогоплательщика отсутствуют долговые обязательства, выданные в том же квартале на сопоставимых условиях, перед российскими организациями при наличии таких обязательств перед иностранными организациями.

Если долговое обязательство выдано в том же квартале на сопоставимых условиях, то ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенная на коэффициент, не может быть использована при определении предельной величины процентов, признаваемых расходом.

Таким образом, проценты по долговому обязательству, выданному в том же квартале на сопоставимых условиях, которые существенно, т.е. более чем на 20 процентов, больше среднего уровня процентов по сопоставимым обязательствам, учитываются в целях гл. 25 НК РФ в пределах верхней границы отклонения (20 процентов) от среднего уровня процентов.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

20.05.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018