| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: ООО применяет УСН. В соответствии со ст. ст. 23 и 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" 20.07.2009 участник ООО, доля в уставном капитале которого составляет 50%, подал на имя ООО заявление о выходе из состава ООО и выплате ему действительной стоимости его доли, рассчитанной на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о выходе.

Действительная стоимость доли участника ООО составила 207 124 562,5 руб.

По состоянию на 30.06.2009 стоимость чистых активов ООО составила 414 249 125 руб., что подтверждается заверенной копией бухгалтерского баланса, утвержденного и подписанного генеральным директором, и расчетом стоимости чистых активов.

17.08.2009 вышедшим участником ООО получено письмо, подписанное генеральным директором ООО, в соответствии с которым в баланс ООО на 30.06.2009 и соответственно в расчет стоимости чистых активов были внесены изменения, в соответствии с которыми в ООО был сформирован резерв в размере 80 876 422 руб. под оплату налога на прибыль организации, который может возникнуть у ООО в будущем, в связи с переходом с УСН на общий режим.

В связи с такими изменениями по состоянию на 30.06.2009 чистые активы ООО уменьшились и составили 332 594 517 руб. Измененный баланс ООО датирован 27.07.2009 и подписан гендиректором ООО. В связи с этим уменьшилась и действительная стоимость доли вышедшего участника.

Для выплаты действительной стоимости доли вышедшему участнику в III квартале 2009 г. ООО реализовано находящееся на его балансе имущество, в связи с чем ООО утратило право на применение УСН.

Выплата участнику действительной стоимости доли была произведена ООО в сентябре 2009 г.

Каков порядок уплаты налога на прибыль в сложившейся ситуации?

Правомерно ли ООО внесены изменения в уже утвержденную бухгалтерскую отчетность за предыдущий отчетный период в связи с созданием резерва?

Правомерно ли создание ООО резерва под оплату налога на прибыль в связи с возможностью перехода с УСН на ОСН в соответствии с ПБУ 8/01? Предусмотрена ли российским законодательством обязанность ООО по созданию такого резерва?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 13 мая 2010 г. N 03-03-06/1/329

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел вопросы, поставленные в письме, и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это оговорено в уставе общества.

На основании п. 6.1 ст. 23 Закона N 14-ФЗ в случае выхода участника общества из общества его доля переходит к обществу. Общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества действительную стоимость оплаченной части доли.

Общество обязано выплатить участнику общества действительную стоимость его доли или части доли в уставном капитале общества либо выдать ему в натуре имущество такой же стоимости в течение трех месяцев со дня возникновения соответствующей обязанности, если иной срок или порядок выплаты действительной стоимости доли или части доли не предусмотрен уставом общества.

Пунктом 2 ст. 14 Закона N 14-ФЗ установлено, что действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Как следует из письма, заявление о выходе из общества было подано в июле 2009 г., т.е. для оценки стоимости чистых активов следует взять показатели бухгалтерской отчетности по состоянию на 30 июня 2009 г.

Пунктом 5 Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденного Приказом Минфина России N 10н, ФКЦБ России N 03-6/пз от 29.01.2003, установлено, что оценка стоимости чистых активов производится акционерным обществом ежеквартально и в конце года на соответствующие отчетные даты.

В соответствии со ст. 20 Закона 14-ФЗ стоимость чистых активов общества определяется в порядке, установленном федеральным законом и издаваемыми в соответствии с ним нормативными актами. Учитывая, что Федеральным законом и издаваемыми в соответствии с ним нормативными актами стоимость чистых активов ООО не установлена, по нашему мнению, общества с ограниченной ответственностью могут руководствоваться Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N N 10н, 03-6/пз "Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ".

Это мнение подтверждается арбитражной практикой. Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 07.08.2008 N А21-3109/2007 указал, что балансовая стоимость активов общества определяется по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, т.е. за последний отчетный период, предшествующий совершению сделки. Речь в данном случае идет о квартальной и годовой отчетности.

Такую же позицию занял ВАС РФ в Определении от 23.06.2009 N ВАС-7595/09, а также ФАС Поволжского округа в Постановлении от 02.04.2009 N А72-7170/07, ФАС Уральского округа в Постановлении от 25.12.2006 N Ф09-11461/06-С5.

В соответствии с п. 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных. Действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения изменений и корректировок в бухгалтерскую отчетность за предыдущий отчетный период.

В соответствии с п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса.

Пунктом 4 ст. 270 Кодекса установлено, что к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Статья 247 Кодекса устанавливает, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее в гл. 25 Кодекса - налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Таким образом, сумма налога на прибыль уплачивается за счет чистой прибыли организации. Создание резерва на его уплату законодательством не предусмотрено.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

13.05.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018