| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: 1. Физлицо перевело в депозитарий банка ценные бумаги, а затем реализовало их на бирже на основании договора с банком на брокерское обслуживание.

В случае приобретения физлицом этих ценных бумаг при посредничестве другого брокера вправе ли банк запрашивать в качестве документа, подтверждающего понесенные физическим лицом расходы, отчет о сделках и операциях, совершенных этим брокером в интересах этого физического лица? Необходимы ли еще какие-либо подтверждающие документы?

В случае приобретения указанных ценных бумаг физлицом самостоятельно (без посредничества брокеров) будет ли подтверждать расходы физлица для целей исчисления НДФЛ справка другого брокера, в депозитарном учете которого были отражены операции по приобретению и которому физическим лицом предъявлялись документы по приобретению этих ценных бумаг?

2. Физлица на основании договоров на брокерское обслуживание осуществляли в течение 2008 и 2009 гг. операции с финансовыми инструментами срочных сделок (далее - ФИСС), базисными активами которых являлись нефть, драгоценные металлы, иностранная валюта и другие ФИСС.

Пунктом 10 ст. 2 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ внесены изменения в ст. 214.1 НК РФ, касающиеся налогообложения поименованных операций физлиц. Эти изменения вступили в силу со дня опубликования Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ (т.е. 30 ноября 2009 г.) и распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.

Что следует понимать под правоотношениями, на которые распространяются положения п. 10 ст. 2 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ?

Распространяются ли положения ст. 214.1 НК РФ на все правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г., включая позиции по финансовым инструментам, закрытые до вступления в силу п. 10 ст. 2 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ (т.е. до 30 ноября 2009 г.)?

Необходимо ли налоговым агентам произвести перерасчет сумм НДФЛ, применив ст. 214.1 НК РФ в редакции п. 10 ст. 2 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ ко всем операциям физлиц с ФИСС, осуществленным этими физлицами:

- в течение налогового периода 2009 г.;

- в течение налоговых периодов 2008 и 2009 гг.?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 апреля 2010 г. N 03-04-06/285

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления и уплаты налога с доходов, полученных от операций с ценными бумагами, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

1. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок установлены ст. 214.1 Кодекса.

В соответствии со ст. 214.1 Кодекса налоговым агентом признается доверительный управляющий, брокер, лицо, осуществляющее операции по договору поручения, договору комиссии, агентскому договору в пользу налогоплательщика, иное лицо, признаваемое налоговым агентом в соответствии с Кодексом.

В тех случаях, когда организация выступает в качестве одного из вышеуказанных лиц, она является налоговым агентом и обязана исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.

Вместе с тем на налогового агента не возложена обязанность учитывать доходы и расходы налогоплательщика по операциям, которые осуществлялись без его участия и, соответственно, ответственность за достоверность и полноту сведений о доходах и расходах по таким операциям.

Из этого следует, что организация в качестве налогового агента не может учитывать расходы по приобретению физическим лицом ценных бумаг, произведенные им без участия налогового агента.

Такие расходы могут быть учтены физическим лицом самостоятельно при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

2. Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 281-ФЗ) была принята новая редакция ст. 214.1 Кодекса, положения которой применялись к правоотношениям, возникшим с 1 января 2008 г., и продолжали действовать до 1 января 2010 г.

При этом под правоотношениями в данном случае понимаются налоговые правоотношения, связанные с уплатой налога на доходы физических лиц.

Поскольку налог на доходы физических лиц уплачивается с доходов налогоплательщика, дата признания которых определяется в соответствии со ст. 223 Кодекса, положения п. 1 ст. 214.1 Кодекса, введенные Законом N 281-ФЗ, применяются в отношении доходов по соответствующим операциям, полученным в период с 1 января 2008 г. до 1 января 2010 г.

Вместе с тем расчет налоговой базы по доходам, полученным налогоплательщиком в период с 1 января 2008 г. до 1 января 2010 г., производился налоговым агентом в соответствии с действующим в тот период налоговым законодательством.

Для возврата излишне уплаченного налога налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган в соответствии со ст. 78 Кодекса.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

29.04.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018