| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 76 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке (далее - решение), если иное не предусмотрено абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ.

В абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ установлено, что приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

На основании вышеуказанных норм в банк поступают решения, содержащие одновременно указание о приостановлении всех расходных операций по счету и информацию о сумме задолженности организации.

При этом в решении не содержится конкретного указания на то, что необходимо прекратить расходные операции по счету в пределах суммы задолженности, указанной в решении.

Это происходит в связи с тем, что форма указанного решения, утвержденная Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@ "Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации" (далее - Приказ), предусматривает обязательный текст "приостановить в банке все расходные операции по счетам", который не подлежит изменению, а размер задолженности указывается отдельно.

То есть налоговый орган не может указать в решении, что необходимо приостановить операции по счетам в пределах суммы задолженности, хотя НК РФ предусматривает такую возможность.

Комплексный анализ вышеуказанных норм НК РФ и формы решения, утвержденной Приказом, дает основание полагать, что в случае, если в банк поступило решение о приостановлении операций по счетам организации, в котором указан размер задолженности и при этом:

1) сумма денежных средств на счете организации превышает этот размер - банк, заблокировав на счете организации сумму, указанную в качестве размера задолженности в решении, вправе в отношении денежных средств, составляющих разницу между остатком на счете и заблокированной суммой, проводить не только операции, указанные в абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ, но и иные операции, в том числе по оплате аренды (приобретения) расходных материалов и прочих платежей организации;

2) сумма денежных средств на счете организации меньше размера, указанного в решении - банк вправе проводить только операции, указанные в абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ.

Правомерна ли указанная позиция банка?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15 апреля 2010 г. N 03-02-07/1-167

 

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о применении ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.

Согласно п. 1 ст. 76 Кодекса приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено п. 3 данной статьи. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 76 Кодекса приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае неисполнения им требования об уплате налога, пеней и штрафа означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абз. 3 п. 1 данной статьи.

В случае если на счете в банке налогоплательщика-организации, операции по которому приостановлены на основании решения налогового органа, имеется недостаточно денежных средств для исполнения решения налогового органа о взыскании налога, все расходные операции по счету в банке должны быть приостановлены в пределах суммы, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, за исключением платежей, предусмотренных абз. 3 п. 1 указанной статьи.

Если на счете в банке налогоплательщика-организации, операции по которому приостановлены, сумма денежных средств превышает сумму, указанную в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, налогоплательщик-организация вправе использовать денежные средства, находящиеся на его счете в банке, в части превышения суммы, указанной в этом решении, по своему усмотрению.

В соответствии с п. 4 ст. 76 Кодекса Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@ "Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации" утверждена форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.

Исходя из существа установленного факта нарушения законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика на всю сумму денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, в случае непредставления налоговой декларации в налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока ее представления, или в пределах суммы, подлежащей взысканию в соответствии с решением о взыскании за счет денежных средств на счетах в банке.

В случае если в форме решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента в строке <*> указывается сумма, подлежащая взысканию в соответствии с решением о взыскании за счет денежных средств на счетах в банке, это означает, что банк обязан приостановить все расходные операции по счетам налогоплательщика в банке в пределах суммы, указанной в строке <*>.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

15.04.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018