| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Текст письма опубликован

"Официальные документы" (приложение к "Учет. Налоги. Право"), 2010, N 17

 

Проблемная ситуация: Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ гл. 21 НК РФ дополнена новыми положениями, предусматривающими заявительный порядок возмещения НДС. Согласно новому правилу, предусмотренному ст. 176.1 НК РФ, сумма налога, заявленная к возмещению в налоговой декларации (положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой исчисленного налога), может быть возмещена налогоплательщику до завершения налоговыми органами камеральной налоговой проверки. При этом налоговым органам предоставлено право в случае наличия у налогоплательщика на момент вынесения решения о возмещении НДС в заявительном порядке недоимки по налогам, а также задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам самостоятельно производить зачет заявленной к возмещению суммы налога в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

Какая задолженность налогоплательщика в данном случае будет признаваться недоимкой по налогам и задолженностью по пеням и штрафам? Признаются ли недоимкой по налогам и (или) задолженностью по пеням и штрафам суммы налогов, пеней и штрафов, начисленные налогоплательщику по результатам выездной (камеральной) проверки, в отношении которых приняты обеспечительные меры, в частности, приостановлено исполнение оспариваемого акта налогового органа на основании решения арбитражного суда?

Каков порядок расчета процентов на подлежащие возврату налогоплательщиком суммы налога, предусмотренные п. 17 ст. 176.1 НК РФ, в случае вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки об отмене решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке? Верно ли, что проценты должны рассчитываться по формуле:

 

Проценты = Сумм x (Ставка реф. ЦБ x Дн. / 365 (366)),

 

где Сумм - сумма, подлежащая возврату налогоплательщиком в случае вынесения налоговым органом по результатам проверки решения об отмене решения о возврате (полностью или частично) сумм налога, заявленных к возмещению в заявительном порядке;

Ставка реф. ЦБ - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

Дн. - количество дней в период пользования бюджетными средствами.

Начисляются ли помимо процентов, указанных в п. 17 ст. 176.1 НК РФ, пени на сумму налога, не подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки за период пользования бюджетными средствами?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 5 апреля 2010 г. N 03-07-08/95

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо о применении отдельных положений ст. 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации о заявительном порядке возмещения налога на добавленную стоимость и сообщает следующее.

Статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость. Согласно данному порядку налогоплательщикам, у которых по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, предоставлено право начиная с представления деклараций за I квартал 2010 г. возмещать указанную разницу до завершения камеральной проверки налоговой декларации.

Пунктом 9 указанной ст. 176.1 Кодекса предусмотрено, что при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу на добавленную стоимость, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, налоговым органом на основании решения о зачете суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке производится самостоятельно зачет суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в счет погашения указанной недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. При этом за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора на основании положений ст. 75 Кодекса начисляются пени, а за совершение налогового правонарушения в случаях, установленных Кодексом, взыскиваются штрафы.

Пунктом 8 ст. 101 Кодекса установлено, что размер выявленной недоимки и сумма соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф указываются в решении о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

На основании положений п. 9 ст. 101 и п. 1 ст. 101.3 Кодекса решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу, то есть по истечении 10 дней со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога (пеней, штрафов) в установленный срок обязанность организации по уплате налога (пеней, штрафов) исполняется в принудительном порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 47 Кодекса.

Пунктом 3 ст. 138 Кодекса предусмотрено, что в случае обжалования актов налоговых органов в суд по заявлению налогоплательщика исполнение обжалуемых актов может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 и 5 ст. 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры сохраняют свое действие соответственно до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу, и до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.

Согласно п. 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 под приостановлением действий ненормативного правового акта, решения понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением.

Таким образом, принятие судом обеспечительных мер не означает признание обязанности налогоплательщика по уплате соответствующих налогов (пеней, штрафов) исполненной и отсутствие недоимки по налогам и (или) задолженности по пеням и штрафам, но приостанавливает действия налоговых органов по их взысканию.

Учитывая изложенное, зачет суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в счет недоимки и задолженности по пеням и штрафам, по которым судебными органами принята обеспечительная мера в виде приостановления исполнения соответствующих актов налоговых органов, не производится.

На основании положений ст. 176.1 Кодекса в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе камеральной проверки сумма налога на добавленную стоимость, возмещенная налогоплательщику в заявительном порядке, подлежит возврату в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам указанной проверки. При этом в соответствии с п. 17 данной статьи Кодекса на сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщиком, начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России), действовавшей в период пользования указанными бюджетными средствами.

Учитывая, что ст. 176.1 Кодекса не предусмотрен особый порядок расчета ставки рефинансирования Банка России, при расчете указанных процентов число дней в году принимается равным 365 (366) дням.

Таким образом, сумма процентов, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется как произведение суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату налогоплательщиком, двойной ставки рефинансирования Банка России, деленной на количество дней в году (365 или 366), и количества дней пользования бюджетными средствами.

В случае если в период пользования бюджетными средствами действовали разные ставки рефинансирования Банка России, расчет процентов в вышеуказанном порядке осуществляется отдельно по каждой ставке рефинансирования Банка России и полученные суммы складываются.

Что касается вопроса о пенях на сумму налога на добавленную стоимость, возмещенную налогоплательщику в заявительном порядке и подлежащую возврату налогоплательщиком по результатам камеральной проверки, то нормами Кодекса их начисление не предусмотрено.

Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

05.04.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024