| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Российская организация заключила договор займа с другой российской организацией (заемщиком). Задолженность по указанному договору является контролируемой (организация владеет более чем 20% уставного капитала заемщика) и в 5 раз превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств заемщика.

Пунктом 2 ст. 269 НК РФ установлен порядок определения предельного размера процентов по контролируемой задолженности, подлежащих включению в состав расходов при исчислении налога на прибыль, для налогоплательщиков - российских организаций, имеющих непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией.

Правомерно ли применять для целей налога на прибыль порядок определения предельного размера процентов, установленный п. 2 ст. 269 НК РФ, в случае если договор займа заключен между двумя российскими организациями?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 12 января 2010 г. N 03-03-06/1/4

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли процентов по контролируемой задолженности перед российской организацией и сообщает следующее.

Как следует из письма, российская организация предоставила заем другой российской организации, в которой владеет более чем 20 процентами уставного капитала. При этом указанная задолженность в 5 раз превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств организации-заемщика.

Согласно п. 2 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации (далее - контролируемая задолженность перед иностранной организацией), и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации (далее - собственный капитал) на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений п. 1 ст. 269 НК РФ применяются правила, изложенные в п. 2 ст. 269 НК РФ.

Как следует из вышеизложенной нормы, особый порядок учета расходов в виде уплаченных процентов установлен в отношении контролируемой задолженности перед иностранной организацией, которую можно подразделить на следующие виды:

- долговое обязательство перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации;

- долговое обязательство перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной иностранной организации;

- долговое обязательство, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации.

Причем правила определения предельного размера процентов по контролируемой задолженности перед иностранной организацией применяются, если размер такой задолженности более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации на последнее число отчетного (налогового) периода.

Таким образом, если контролируемая задолженность перед российской организацией не признается контролируемой задолженностью перед иностранной организацией, положения п. 2 ст. 269 НК РФ не применяются. В этом случае предельный размер процентов, уплаченных по долговому обязательству и подлежащих включению в состав расходов в целях налогообложения прибыли, исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

12.01.2010

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024