| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Банк осуществляет дилерскую деятельность и совершает операции РЕПО. В соответствии со ст. 300 НК РФ профучастники РЦБ, осуществляющие дилерскую деятельность, вправе относить на расходы в целях исчисления налога на прибыль отчисления в резервы под обесценение ценные бумаг в случае, если такие налогоплательщики применяют метод начисления. Поскольку сделки РЕПО не имеют конечной целью по наделению правом собственности на ценные бумаги контрагента, банк полагает, что эмиссионные ценные бумаги, переданные им по первой части операции "прямого" РЕПО, за исключением ценных бумаг, ранее полученных банком по первой части другой операции РЕПО, соответствующие признакам "обращающихся на ОРЦБ", перечисленным в п. 3 ст. 280 НК РФ, удовлетворяют требованиям ст. 300 НК РФ для целей формирования под них резерва под обесценение ценных бумаг. Правомерна ли позиция банка?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 28 сентября 2009 г. N 03-03-06/2/184

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке создания и восстановления резервов под обесценение ценных бумаг в налоговом учете при совершении операций РЕПО и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 300 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) профессиональные участники рынка ценных бумаг признаются осуществляющими дилерскую деятельность, если дилерская деятельность предусмотрена соответствующей лицензией, выданной участнику рынка ценных бумаг в установленном порядке.

Статьей 4 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что совершение сделок купли-продажи признается дилерской деятельностью, если дилер при наличии соответствующей лицензии совершает сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени на условиях, публично объявленных и обязательных для самого себя.

Указанные резервы под обесценение ценных бумаг создаются (корректируются) по состоянию на конец отчетного (налогового) периода в размере превышения цен приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, над их рыночной котировкой (расчетная величина резерва). При этом в цену приобретения ценной бумаги в целях налогообложения прибыли также включаются расходы по ее приобретению.

При этом согласно абз. 5 ст. 300 Кодекса при реализации или ином выбытии ценных бумаг, в отношении которых ранее создавался резерв, отчисления на создание (корректировку) которого ранее были учтены при определении налоговой базы, сумма такого резерва подлежит включению в доходы налогоплательщика на дату реализации или иного выбытия ценной бумаги. Таким образом, резерв под обесценение ценных бумаг создается только в отношении ценных бумаг, находящихся в собственности налогоплательщика.

Кроме того, п. 1 ст. 282 Кодекса установлено, что под операцией РЕПО понимаются две заключаемые одновременно взаимосвязанные сделки по реализации и последующему приобретению эмиссионных ценных бумаг того же выпуска в том же количестве, осуществляемые по ценам, установленным соответствующим договором (договорами). При этом применяется фактическая цена реализации (приобретения) ценной бумаги как по первой части РЕПО, так и по второй части РЕПО независимо от рыночной (расчетной) стоимости таких ценных бумаг. Таким образом, при совершении сделок РЕПО одним из условий является применение цен, установленных договором.

Таким образом, сделки РЕПО не соответствуют положениям ст. 300 Кодекса, согласно которым резерв формируется по эмиссионным ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке и находящимся в собственности дилера, по которым цены приобретения корректируются (приводятся в соответствие) с рыночными ценами.

С учетом этого, по нашему мнению, профессиональные участники рынка ценных бумаг не вправе создавать резервы под обесценение ценных бумаг при осуществлении сделок РЕПО.

При выбытии ценных бумаг по первой части РЕПО сумма резерва под обесценение ценных бумаг подлежит восстановлению в соответствии с абз. 5 ст. 300 Кодекса.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

28.09.2009

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024