| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Об учете при исчислении ЕНВД сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальным предпринимателем за I и II кварталы во II квартале.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 17 июля 2009 г. N 3-2-12/71@

 

Федеральная налоговая служба, рассмотрев Интернет-обращение, сообщает.

Согласно п. 4 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 346.32 Кодекса сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) установлено, что страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), а также индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой. При этом лица, производящие выплаты физическим лицам, осуществляют уплату страховых взносов на обязательное страхование по тарифам, предусмотренным ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ, а, в частности, индивидуальные предприниматели за свое страхование уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа (ст. 28 Федерального закона N 167-ФЗ).

Статьей 28 Федерального закона N 167-ФЗ определено, что размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии установлен в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты.

Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение п. 4 ст. 28 Федерального закона N 167-ФЗ Правительство Российской Федерации Постановлением от 11.03.2003 N 148 утвердило Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, согласно которым размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, на 12. При этом фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря этого года.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона N 167-ФЗ Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 26.09.2005 N 582 утвердило Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, согласно которым фиксированный платеж в полном размере, определяемом в соответствии с п. п. 2 и 5 данных Правил, уплачивается не позднее 31 декабря текущего календарного года. При этом уплата фиксированного платежа может осуществляться единовременно за текущий календарный год в размере, равном годовому размеру платежа, или частями в течение года в размерах не менее месячного размера платежа.

Таким образом, указанными выше нормативно-правовыми актами Российской Федерации индивидуальным предпринимателям, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей, предоставлено право самостоятельно определять периодичность их уплаты в течение календарного года.

Поскольку законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации не связывает исполнение обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей с определенными периодами времени в течение календарного года, избранная индивидуальными предпринимателями периодичность уплаты фиксированных платежей (помесячно, ежеквартально либо единовременно в размере установленной стоимости страхового года) не может быть соотнесена с конкретным налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход для целей реализации положений п. 2 ст. 346.32 Кодекса.

В этих условиях уплаченные индивидуальными предпринимателями суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей учитываются ими при исчислении суммы единого налога на вмененный доход по итогам тех налоговых периодов по единому налогу, в которых они были фактически уплачены.

Таким образом, если индивидуальный предприниматель уплатил определенную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей за I и II квартал во II квартале, то он вправе уменьшить сумму исчисленного за данный налоговый период единого налога только на ту сумму из уплаченных страховых взносов, которая не будет превышать вместе с суммой выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (если они были) 50 процентов от суммы исчисленного им за II квартал единого налога.

При этом, исходя из норм ст. 346.32 Кодекса, налогоплательщик единого налога на вмененный доход не вправе уменьшить сумму исчисленного за III квартал единого налога на разность между уплаченной суммой страховых взносов в виде фиксированных платежей и суммой, принятой к уменьшению суммы исчисленного за II квартал единого налога на вмененный доход.

Данная позиция подтверждается и арбитражной практикой (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.11.2006 N А56-7148/2006, от 23.06.2005 N А26-846/2005-213, от 14.02.2005 N А26-5253/04-22, ФАС Дальневосточного округа от 29.12.2004 N Ф03-А73/04-2/3564).

Что касается Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2004 N 92-О (далее - Определение), то следует отметить то, что в Определении Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил порядок применения положений ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" только в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (страхователями), производящими выплаты физическим лицам, в соответствии со ст. ст. 22, 23 и 24 Федерального закона N 167-ФЗ (п. 3 мотивировочной части Определения).

Исходя из смысла мотивировочной части Определения страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей, уплачиваемые налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (страхователями) за свое страхование в соответствии со ст. 28 Федерального закона N 167-ФЗ, не являлись предметом судебного рассмотрения.

В этой связи содержащиеся в Определении разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации на указанный вид страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяются.

 

Действительный

государственный советник РФ

2 класса

С.Н.ШУЛЬГИН

17.07.2009

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018