| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Об отсутствии оснований для проведения налоговым органом зачета суммы излишне уплаченного налогоплательщиком налога в счет погашения его задолженности, срок на принудительное взыскание которой, установленный п. 3 ст. 46 НК РФ, истек.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 14 июля 2009 г. N 03-02-07/1-357

 

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об осуществлении налоговым органом зачета сумм излишне уплаченных налогоплательщиком налогов в счет пеней, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения установленных сроков, и сообщается следующее.

Списание безнадежных долгов по налогам и сборам осуществляется в соответствии со ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам".

Кодексом и указанным порядком не предусмотрено списание сумм недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков.

Порядок проведения зачета суммы излишне уплаченного налога регулируется ст. 78 Кодекса.

Пунктом 5 указанной статьи Кодекса предоставлено право налоговому органу самостоятельно производить зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию.

Согласно п. 6 ст. 78 Кодекса возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 08.02.2007 N 381-О-П, в Кодексе содержатся общие положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению в том числе при произведении зачета сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности. Положения п. п. 5 и 6 ст. 78 Кодекса не предполагают, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных в иных положениях Кодекса.

Указанная позиция подтверждается в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2008 N 12563/08 и в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.01.2009 N 10707/08.

С учетом изложенного и исходя из судебной практики, в случае пропуска налоговым органом срока, установленного п. 3 ст. 46 Кодекса на принудительное взыскание задолженности, налоговый орган не вправе принимать решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения такой задолженности.

Таким образом, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика при отсутствии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, в порядке, установленном ст. 78 Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 31 Кодекса вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Порядок подачи жалоб в вышестоящие налоговые органы и порядок рассмотрения таких жалоб определен ст. ст. 139 - 141 Кодекса.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

14.07.2009

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024