| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Автономная некоммерческая организация осуществляет свою уставную деятельность за счет регулярных и единовременных поступлений от сторонних организаций и физических лиц. В связи с тем что автономная некоммерческая организация не ведет предпринимательскую деятельность, указанные поступления являются единственным источником ее финансирования. 1. Как в целях налога на прибыль квалифицируются данные поступления: как целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности (в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ) или как доходы, подлежащие включению в состав внереализационных доходов (п. 8 ст. 250 НК РФ)? 2. Облагаются ли ЕСН выплаты работникам автономной некоммерческой организации, осуществляемые за счет указанных поступлений, при применении организацией общей системы налогообложения, а также в случае ее перехода на УСН?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 22 июня 2009 г. N 03-03-06/4/47

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по отдельным вопросам формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций и единому социальному налогу и сообщает следующее.

1. Согласно ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Деятельность автономной некоммерческой организации направлена, в частности, на предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права и физической культуры.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Источниками формирования имущества некоммерческой организации в соответствии со ст. 26 Федерального закона N 7-ФЗ могут являться, среди прочего, добровольные имущественные взносы и пожертвования. При этом ст. 26 указанного Закона предусмотрено, что законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.

Действующее законодательство не содержит запрета на получение пожертвований автономными некоммерческими организациями.

В соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 Гражданского кодекса РФ.

В качестве пожертвований некоммерческой организации могут быть переданы различные вещи, ценные бумаги, а также денежные средства. При целевом пожертвовании переданное имущество должно использоваться только для целей, обусловленных жертвователем. Некоммерческая организация обязана вести обособленный учет всех операций по использованию целевого пожертвования.

В целях налогообложения прибыли, как это предусмотрено п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, по перечню таких поступлений, установленному п. 2 ст. 251 Кодекса.

К таким целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в случае если полученные автономной некоммерческой организацией поступления по существу соответствуют перечисленным в п. 2 ст. 251 Кодекса видам поступлений либо могут быть квалифицированы как пожертвования в соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации, эти поступления не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Во всех остальных случаях поступления в пользу некоммерческой организации учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в качестве безвозмездно полученного имущества в составе внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 Кодекса.

2. Пунктом 1 ст. 236 Кодекса установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.

Пунктом 3 ст. 236 Кодекса установлено, что указанные в п. 1 ст. 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В отношении некоммерческих организаций необходимо учитывать следующее.

Некоммерческие организации наряду с ведением уставной деятельности, финансируемой, в частности, за счет целевых поступлений (членских взносов), могут осуществлять деятельность, связанную с получением доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также внереализационных доходов.

Таким образом, п. 3 ст. 236 Кодекса применяется в отношении только тех выплат и вознаграждений работникам, которые производятся за счет доходов такой организации от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также от внереализационных доходов.

На выплаты, производимые в пользу работников за счет целевого финансирования, целевых поступлений и других доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, указанных в ст. 251 Кодекса, начисление единого социального налога производится в общеустановленном порядке.

Что касается уплаты единого социального налога организацией в случае перехода ее на упрощенную систему налогообложения, то в соответствии с п. 2 ст. 346.11 Кодекса организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком единого социального налога, но является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом источники финансирования выплат, производимых в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам, не имеют значения.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

22.06.2009

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024