| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: 1. Согласно ст.10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ по состоянию на 1 января 2002 г. налогоплательщик обязан отразить в составе доходов внереализационные доходы, определенные в соответствии с требованиями, установленными гл.25 НК РФ, которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. В число таких доходов входят штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных отношений, полученные в 2001 г. Как данное требование ст.10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ соотносится с положением п.2 ст.5 НК РФ, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют?

2. В соответствии с п.п.1, 4 ст. 271 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления). При этом для внереализационных доходов датой получения дохода признается дата начисления процентов (штрафов, пеней и (или) иных санкций) в соответствии с условиями заключенных договоров либо на основании решения суда - по доходам в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение условий договорных обязательств. Таким образом, кредитор, обязанный начислять и уплачивать налог на не полученные с должника суммы штрафов, пеней и иных санкций, по существу ограничивается в праве распоряжения своими денежными средствами. На это указал и Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 28.10.1999 N 14-П, признав не соответствующими Конституции РФ нормы законодательства о налоге на прибыль предприятий и организаций, в соответствии с которыми при начислении налога на прибыль в налогооблагаемую базу включаются суммы присужденных, но не полученных штрафов, пеней и других санкций. Просим разъяснить данную ситуацию. Как соотносятся между собой нормы ст.ст.250 и 271 НК РФ и Постановления Конституционного Суда РФ от 28.10.1999 N 14-П?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 апреля 2002 г. N 04-02-06/3/30

 

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и по существу вопросов сообщает следующее.

Прежде всего, следует отметить, что гл.25 "Налог на прибыль организаций", дополнившая часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, введена в действие с 1 января 2002 г.

Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации по сути не вводит новые налоги, не повышает налоговые ставки (размеры налогов), не усиливает (отягощает) ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства и не устанавливает новые обязанности, ухудшающие положение налогоплательщиков. Вследствие этого ссылка в письме на нормы п.2 ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации, по мнению Департамента налоговой политики, некорректна.

Статьей 284 гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговые ставки в размере 24 процентов против действующих ранее 35 (43) процентов, т.е. размер налоговой ставки по налогу на прибыль для всех организаций независимо от их организационно - правовой формы уменьшен в полтора - два раза, что также не относится к факторам, ухудшающим положение налогоплательщиков.

Кроме того, в соответствии со ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика и фактически ликвидированы многие ограничения при учете расходов для целей налогообложения в виде различных норм и нормативов, действующих ранее.

Что касается вопроса о штрафах, пене и иных санкциях за нарушение договорных условий, то следует иметь в виду, что это, прежде всего, вопрос гражданского законодательства.

Так, в соответствии со ст.330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Поэтому доходы, полученные кредитором от должника в виде сумм штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, и до принятия гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации подлежали включению в состав прибыли (убытка) как внереализационные доходы и расходы организации (в соответствии с п.п.14 и 15 Положения о составе затрат).

Порядок учета сумм штрафов, пеней и иных санкций за нарушение условий договоров в составе внереализационных доходов (расходов) с введением гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации не претерпел существенных изменений.

В настоящее время принят во втором чтении Государственной Думой проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который предполагает внести изменения в ст.250 в части включения в состав внереализационных доходов доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение условий договорных обязательств, признанных должником, или на основании решений суда, вступивших в силу.

Что касается решения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в его Постановлении от 28.10.1999 N 14-П, то оно было принято в отношении отдельных кредиторов, которые учитывали доходы и расходы по кассовому методу.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" признан утратившим силу со дня введения в действие указанного Федерального закона.

 

Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А.И.КОСОЛАПОВ

25.04.2002

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018