| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Страховая организация имеет представительства в Индии, Китае и Казахстане. Содержание представительств осуществляется за счет средств компании в соответствии с ежегодно утверждаемой сметой.

Просьба дать разъяснения по следующим вопросам.

Ситуация 1.

Работники организации - граждане РФ командированы для работы в представительствах компании в вышеуказанных странах в 2000 г. и в 2001 г. будут находиться за границей более 183 дней.

1. Правильно ли мы понимаем, что в данном случае организация не должна удерживать налог на доходы с заработной платы и перечислять его в бюджет РФ?

2. Являются ли представительства организации "постоянными" в соответствии со ст.5 Соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных с Индией, Китаем и Казахстаном?

3. Каков порядок постановки на налоговый учет в государствах местонахождения указанных представительств?

4. С какой даты работник загранпредставительства должен встать на налоговый учет в стране пребывания:

- с даты приезда в страну;

- по истечении 183 дней пребывания?

5. Существуют ли различия в порядке исчисления и уплаты налога на доходы с заработной платы работников загранпредставительств, выплачиваемой в рублях и в иностранной валюте?

6. Каков порядок подачи декларации о доходах работником представительства?

Ситуация 2.

Если работники представительств компании не являются налоговыми резидентами РФ и должны встать на налоговый учет в странах пребывания, то при постановке их на налоговый учет в Индии и Китае местные налоговые органы могут потребовать от них уплатить налог на доходы в соответствии с двухсторонними Соглашениями между правительствами наших стран и местным законодательством за весь период их нахождения в Индии и Китае (т.е. с середины 2000 г.).

В связи с изложенным сможем ли мы произвести перерасчет налога на доходы за 2000 г.?

Ситуация 3.

Представитель компании в Республике Казахстан назначен на эту должность с 1 июня 2001 г. и выехал за границу в тот же день. С 1 января по 31 мая он работал на штатной должности в компании и с него налог удерживался по ставке 13%.

Следует ли произвести ему перерасчет налога на доходы за 2001 г. по ставке 30%?

Ситуация 4.

1. Зависит ли порядок налогообложения в РФ работника, впоследствии командированного в загранпредставительство, от срока, в течение которого он осуществлял трудовую деятельность на территории РФ?

2. Кто в данном случае несет ответственность за уплату налога?

3. Должен ли работник после возвращения из загранкомандировки представить в налоговые органы РФ документы, подтверждающие уплату им налога на доходы за границей?

Просим также разъяснить, подлежат ли доходы сотрудников представительств обложению единым социальным налогом в Российской Федерации.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 августа 2001 г. N 04-06-05/2/26

 

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваш запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Ситуация 1

По первому вопросу подтверждаем правильность Вашего понимания того, что в случае выполнения работником трудовых обязанностей за границей более 183 дней Ваша организация не должна удерживать налог на доходы с заработной платы и перечислять его в бюджет Российской Федерации.

По второму вопросу следует иметь в виду следующее. Исходя из специфики услуг, оказываемых Вашей компанией, деятельность, осуществляемую Вашими представительствами за границей, следует рассматривать как регулярную, активную, связанную с извлечением дохода. Соответственно, их можно рассматривать как "постоянные представительства" со всеми вытекающими налоговыми обязательствами исходя из положений ст.5 "Постоянное представительство" Соглашений (Конвенции) об избежании двойного налогообложения, заключенных с Индией, Казахстаном, Китаем. Однако Ваша компания вправе самостоятельно, на основании действующего налогового законодательства рассматриваемых иностранных государств, определить, подпадают ли представительства компании в этих государствах под статус "постоянных", исходя из норм и критериев, предусмотренных законодательными актами в области налогов этих государств.

По третьему вопросу: вопросы постановки на налоговый учет в государстве местонахождения представительств регулируются внутренним налоговым законодательством государств.

По четвертому вопросу также следует руководствоваться налоговым законодательством страны пребывания.

По пятому вопросу сообщаем, что различий в порядке исчисления и уплаты налога на доходы с заработной платы работников загранпредставительств в зависимости от валюты платежа не существует, поскольку база расчета и налоговая ставка едины; в данном вопросе следует руководствоваться Налоговым кодексом Российской Федерации.

По шестому вопросу: при нахождении лица в иностранном государстве более 183 дней вопрос, связанный с подачей декларации (отражением полученных доходов), также регулируется налоговым законодательством иностранного государства.

Ситуация 2

Затронутый Вами вопрос должен решаться по согласованию с местными налоговыми органами иностранного государства. В случае Вашего несогласия, т.е. если вы считаете позицию, занятую местными налоговыми органами, необоснованной, вы вправе воспользоваться положениями Соглашений об избежании двойного налогообложения "Взаимосогласительная процедура" ст.25 (в случае Китая - ст.24), закрепляющей Ваше право независимо от средств защиты, предусмотренных законодательством договаривающихся государств, представить свое дело на рассмотрение компетентных органов государства, резидентом которого является организация (соответственно, Российской Федерации).

Оснований для перерасчета не имеется, поскольку рассматриваемый порядок уплаты налогов на доходы с заработной платы урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая), который начал применяться с 2001 г., т.е. уплата налога за 2000 г. осуществлялась в соответствии с действовавшим на тот момент налоговым законодательством, которое оснований для пересчета не представляло.

Ситуация 3

Поскольку в рассматриваемом календарном году совокупный срок пребывания лица на территории Российской Федерации составит менее 183 дней, такое лицо не будет рассматриваться как налоговый резидент Российской Федерации. Доход, полученный физическим лицом, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, подлежит налогообложению по ставке 30%. Из этого следует, что необходимо произвести перерасчет исходя из ставки 30%, причем ответственность за доплату налога несет Ваша организация как налоговый агент. В этом случае доплату следует производить из выплат, начисляемых работнику за выполнение трудовых обязанностей за рубежом.

Ситуация 4

Доходы от осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации подлежат налогообложению независимо от срока, в течение которого лицо таковую осуществляло. Срок пребывания лица на территории РФ имеет значение лишь для определения ставки налога. Соответственно, в случае пребывания в течение более 183 дней эта ставка составляет 13%, а в случае пребывания менее 183 дней - 30%. При этом ответственность за уплату налога будет нести Ваша организация (ст.226 части второй НК РФ).

По третьему вопросу: данный вопрос актуален, если совокупный срок пребывания лица на территории РФ составляет более 183 дней в календарном году (т.е. оно является резидентом РФ). При этом если с доходов, полученных за время осуществления трудовой деятельности за рубежом, удерживался налог и лицо претендует на предоставление ему налоговых вычетов (в счет уплаченных налогов за рубежом), при подаче декларации в налоговые органы РФ указывается сумма налога, уплаченного за рубежом, с приложением документов, подтверждающих уплату. Вопросы, связанные с зачетом налогов в отношении доходов, полученных за рубежом, регулируются соответствующими главами Налогового кодекса Российской Федерации.

Единый социальный налог распространяется на отношения занятости только на территории Российской Федерации.

Поскольку сотрудники (как граждане Российской Федерации, так и местный персонал) российских коммерческих структур, в том числе и государственных предприятий, являются прежде всего лицами, занятыми на территории соответствующего иностранного государства, то их доходы, получаемые на территории иностранного государства, не являются объектом налогообложения для исчисления единого социального налога в России. Их доходы могут подлежать социальным отчислениям по законодательству страны пребывания.

Следует также иметь в виду, что поскольку расходы по содержанию своих представительств производятся российскими организациями за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль, то в соответствии с п.4 ст.236 Налогового кодекса Российской Федерации выплаты таким сотрудникам не могут являться объектом обложения единым социальным налогом.

 

Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А.И.КОСОЛАПОВ

08.08.2001

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024