| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: 1. Статьей 243 НК РФ установлен порядок уплаты ЕСН путем внесения авансовых платежей. На наш взгляд, имеется противоречие ст.3 Закона N 166-ФЗ нормам п.1 ст.5 НК РФ.

2. Следует ли начислять ЕСН на дивиденды организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?

3. Являются ли организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщиками ЕСН? Какие выплаты будут считаться произведенными из прибыли, остающейся в распоряжении организации и не облагаться ЕСН на основании п.4 ст.236 НК РФ?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 мая 2001 г. N 04-04-07/77

 

Департамент налоговой политики рассмотрел вопросы, поднятые в Ваших письмах о порядке применения отдельных положений гл.24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса РФ, и сообщает следующее.

Вопрос 1.

При разрешении кажущегося противоречия между положениями п.3 ст.243 и п.1 ст.5 НК РФ следует исходить из того, что часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации вступила в силу с 1 января 2001 г. (Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ). Федеральный закон от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в частности, уточняющий элементы налогообложения устанавливаемых новых налогов) был принят 29 декабря 2000 г., официально опубликован в "Российской газете" 31 декабря 2000 г. и с 1 января 2001 г. вступил в силу в соответствии с его ст.3. Такой порядок вступления в силу указанного Федерального закона не противоречит конституционному установлению об официальном опубликовании законов и о неприменении неопубликованных законов (ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации), а также общему правилу, предусмотренному ст.6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", согласно которой федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Указанный порядок соответствует также общим принципам права, согласно которым в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, и при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы.

В соответствии с общим правилом для актов законодательства о налогах и сборах, предусмотренным п.1 ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления новых налогов (к ним относится и Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ), вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Иные федеральные законы о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. В случае если бы Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ не был установлен другой срок его вступления в силу, он вступил бы в силу в 2001 г. согласно п.1 ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку очередные налоговые периоды (по НДС и акцизам - календарный месяц, по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу (взносу) - календарный год) относительно года принятия этого Федерального закона и дня его официального опубликования наступили с 1 января 2001 г.

Вопрос 2.

Дивиденды не включаются в объект налогообложения для исчисления единого социального налога (взноса) как на основании положений ст.236, так и на основании ст.235 Налогового кодекса Российской Федерации (в связи с отсутствием отношений работника и работодателя). Поэтому Ваше предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в любом случае с выплат дивидендов своим акционерам не уплачивает ЕСН.

Вопросы 3 - 4.

В соответствии с положениями п.4 ст.236 гл.24 НК РФ выплаты организации своим работникам или иным физическим лицам не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если они производятся за счет средств, остающихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль. В данном случае речь идет о реальной (фактической) уплате такого налога. Если организация не определяет прибыль, как в Вашем случае, так как не является плательщиком налога на прибыль, любые ее расходы на оплату услуг привлеченного персонала являются объектом обложения единым социальным налогом.

При рассмотрении вопроса следует учитывать, что согласно ст.3 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ объектом налогообложения организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности является доход или валовая выручка. Следовательно, объект налогообложения субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не соответствует объекту, определяемому в целях исчисления налога на прибыль.

В соответствии с абзацем вторым п.2 ст.1 упомянутого Закона организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, являются плательщиками единого социального налога (взноса), который введен взамен страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды Федеральным законом от 05.08.2000 N 117-ФЗ. Поскольку гл.24 НК РФ не предусмотрено каких либо исключений для исчисления единого социального налога для указанной категории плательщиков, то п.4 ст.236 на них не распространяется.

 

Руководитель Департамента

налоговой политики

А.И.ИВАНЕЕВ

21.05.2001

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018