| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Возможно ли предоставление организациям права погашать задолженность по налогам за счет государственных ценных бумаг, в частности ОВВЗ (средние котировки которых составляют 31 - 58% от номинала) и еврооблигаций, учитывая, что совместным Приказом Минфина России N 35н и МНС России N АП-3-09/122 от 05.04.2000 уже было разрешено погашать просроченную задолженность в федеральный бюджет по налогу на прибыль и налогу на операции с ценными бумагами за период с 1 июля 1998 г. по 1 марта 2000 г. облигациями ОФЗ-ПД?

По нашему мнению, целесообразно возобновление зачетов по обязательствам организаций по уплате налогов и по обязательствам получателей средств федерального бюджета по оплате поставленной им продукции и оказанных услуг.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 апреля 2001 г. N 04-01-11/6

 

Департамент налоговой политики повторно рассмотрел Ваше письмо по вопросам налогового законодательства, поступившее из аппарата Правительства Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии со ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информации.

В соответствии с этой статьей в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика (согласно п.4 ст.2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" ценные бумаги рассматриваются, как имущество организации).

При реализации этого порядка в соответствии с п.4 ст.47 названного Кодекса взыскание производится первоначально в отношении наличных денежных средств и только затем в отношении имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг.

Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков исполнять обязательства по уплате налогов только денежными средствами.

Такой порядок обусловлен основополагающей ролью налогов в формировании доходов бюджетов и их значением в финансировании расходов, в том числе утвержденных государственных программ, заработной платы работников бюджетной сферы и т.д.

Одновременно не может быть поддержано предложение об уплате налога за счет ОВВЗ и еврооблигаций в связи с тем, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено исполнение обязанности по уплате налога в неденежной форме.

Что касается использования государственных ценных бумаг в качестве инструмента различных зачетных схем или в качестве платежного средства, то такие предложения поступали, но поддержки не имели по следующим причинам.

Во-первых, в соответствии с п.1 ст.92 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные ценные бумаги выпускаются исключительно в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а в случае принятия бездефицитного бюджета на очередной финансовый год может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита федерального бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга;

Во-вторых, использование государственных ценных бумаг в целях погашения просроченной задолженности в федеральный бюджет будет означать их досрочное погашение (для обращающихся в настоящее время на финансовом рынке ГЦБ досрочное погашение условиями их выпуска и обращения не предусмотрено);

В-третьих, использование отдельных видов государственных ценных бумаг на погашение налоговой задолженности закономерно приведет к росту их котировок на вторичном рынке, в результате чего предполагаемый выигрыш может оказаться минимальным.

Что касается облигаций федерального займа с нулевым купонным доходом, выпущенных в целях проведения новации, которые можно было использовать для погашения просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, то в данном случае задолженность погашалась не облигациями, а денежными средствами от их досрочного погашения, что было предусмотрено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 г. N 465-р.

Причем в данном случае речь шла исключительно об одном выпуске государственных ценных бумаг с ограниченным и регулируемым объемом использования их на указанные выше цели.

Одновременно сообщаем, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.11.1997 N 1173 "О дополнительных мерах по мобилизации кассовых поступлений в федеральный бюджет" прекращены любые формы расчетов (зачетов) по обязательствам организаций по уплате налогов (недоимки) в федеральный бюджет и по обязательствам получателей средств федерального бюджета по оплате поставленной им продукции и оказанных услуг, включая денежные зачеты.

Вместе с тем в соответствии со ст.235 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств (исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет).

Порядок проведения зачета денежных средств определяется Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

В соответствии со ст.ст.243 и 244 Бюджетного кодекса Российской Федерации при казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства, а единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России.

В целях управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета федерального бюджета.

Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

 

Руководитель Департамента

налоговой политики

А.И.ИВАНЕЕВ

05.04.2001

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018