| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Просим разъяснить, применяются ли к банкам положения ст.40 НК РФ при осуществлении операций по привлечению денежных средств во вклады и размещению привлеченных средств от своего имени и за свой счет, учитывая следующее. Банковские услуги, по нашему мнению, не соответствуют определению услуг, приведенному в п.5 ст.38 НК РФ, согласно которому услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения. Кроме того, данное определение услуг полностью согласуется с положениями гражданского законодательства, регулирующего деятельность по возмездному оказанию услуг (гл.39 ГК РФ). При этом правила гл.39 ГК РФ не распространяются на услуги, оказываемые по договорам, предусмотренным гл.44 "Банковский вклад", 45 "Банковский счет", 46 "Расчеты" и др. главами ГК РФ.

Что означает формулировка "в пределах непродолжительного периода времени"?

Что понимается под официальными источниками информации о рыночных ценах?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 марта 2001 г. N 04-02-05/5/8

 

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и по существу вопросов сообщает следующее.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 23.06.1999 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" финансовая услуга - это деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. Названным Федеральным законом в качестве финансовых услуг рассматривается осуществление банковских услуг и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, Заключение договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.

Финансовая организация - это юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии, в частности, банковские операции и сделки.

Рынок финансовых услуг - сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемых исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям.

Ссылка на п.5 ст.38 Налогового кодекса Российской Федерации, что для целей налогообложения услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, означает лишь, что в ходе оказания любых услуг, в том числе банковских услуг (как одной из составляющих финансовых услуг), заказчик не получит конечный продукт в материальном выражении (например, в виде оборудования, машин, топлива, товаров массового потребления, сельхозпродуктов, продуктов питания и т.д.). Но это вовсе не означает, что банки оказывают свои услуги бесплатно (безвозмездно) и за оказание таких услуг заказчик не перечисляет банку определенную сумму оплаты или вознаграждения, т.е. что банковские услуги не имеют коммерческой (рыночной) цены.

Кроме того, в соответствии с п.3 ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется.

В соответствии с п.2 ст.5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с учетом изменений и дополнений) к банковским операциям относятся размещение привлеченных средств (денежных средств физических и юридических лиц) во вклады (до востребования и на определенных срок) от своего имени и за свой счет.

Подпунктом 4 п.2 ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов право налоговых органов проверять правильность применения цен по сделкам, в том числе в случае отклонения более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Представляется, что при использовании оценочного понятия "непродолжительный период времени" должны учитываться особенности оказания конкретного вида банковским услуг, условия конкретных сделок. Так, применительно к банковским операциям эту норму следует применять исходя из сложившихся сроков исполнения идентичных банковских операций на рынке финансовых услуг при выполнении сопоставимых (аналогичных) сделок.

Если в результате оказания банковских услуг значительное отклонение цены сделки в непродолжительный период времени от уровня тарифов, установленных на рынке идентичных финансовых услуг, повлекло занижение налоговой базы и суммы налога (авансовых платежей), то налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней, рассчитанных исходя из оценки результатов такой сделки на основе рыночной цены на идентичные (однородные) услуги, а также вынести решение о привлечении налогоплательщика к ответственности в порядке, предусмотренном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае несогласия налогоплательщика с действиями налогового органа вопрос о признании периода, в течение которого имело место значительное отклонение применяемых банком цен от рыночных цен, разрешается в судебном порядке.

При определении и признании рыночной цены финансовых (банковских) услуг используются официальные источники информации о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках органов, регулирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации ценообразование, и других уполномоченных органов (включая Центральный банк Российской Федерации).

Исходя из изложенного, на услуги, оказываемые банками при осуществлении банковских операций и сделок, распространяются положения ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

 

Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А.И.КОСОЛАПОВ

27.03.2001

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018