| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: На балансе федерального государственного унитарного предприятия (ГУП) находится имущество на правах хозяйственного ведения.

Собственник имущества (арендодатель) - Мингосимущество России сдает в аренду часть производственных площадей, находящихся на балансе ГУП, заключив в 2000 г. договор аренды с арендатором.

В договоре аренды арендодатель обязывает балансодержателя заключить с арендатором договор на оказание коммунальных и эксплуатационных услуг.

В договорах на коммунальные и эксплуатационные услуги между балансодержателем и арендатором оговариваются обязанности сторон и условия возмещения затрат на коммунально - эксплуатационные услуги.

Заключая договоры с поставщиками энергоресурсов, балансодержатель согласовывает объемы поставки энергоресурсов через присоединенную сеть, обеспечивающие потребности всех потребителей.

Возможно ли отнесение арендатором затрат по коммунальным услугам на себестоимость при такой схеме обслуживания?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 марта 2001 г. N 04-02-05/3/9

 

Департамент налоговой политики на Ваш запрос об уплате арендаторами коммунальных услуг сообщает следующее.

Из Вашего письма следует, что договор аренды производственных площадей, принадлежащих Вам на праве хозяйственного ведения, заключен с арендатором собственником - Мингосимуществом России. Договором аренды не предусматривается включение в арендную плату стоимости коммунальных услуг. На оказание этих услуг заключается отдельный договор государственного унитарного предприятия и организации, заключившей договор аренды.

При рассмотрении правомерности заключения договоров на оказание коммунальных услуг необходимо учитывать положения нормативных актов, регулирующих такие отношения.

Согласно ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения, правила о котором применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, водой и другими товарами, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (ст.548), заключается между энергоснабжающей организацией и потребителем - абонентом.

Эта норма предусмотрена Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации": отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (ст.ст.426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно - канализационного хозяйства.

Указанная норма Гражданского кодекса Российской Федерации соответствует положениям Правил пользования электрической энергией, утвержденных Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 6 декабря 1981 г. N 310 "Об утверждении Правил пользования электрической и тепловой энергией", которые определяют, что пользование электрической энергией допускается только на основании договора, заключаемого между энергоснабжающей организацией и потребителем (абонентом), электроустановки которого непосредственно присоединены к сетям энергоснабжающей организации.

Названными Правилами предусмотрено, что договор на пользование электроэнергией могут заключать также абоненты с субабонентами (потребителями, непосредственно присоединенными к электрическим (тепловым) сетям абонента электроснабжающей организации и имеющими с ним договор на пользование электрической (тепловой) энергией), а также организации, перепродающие электрическую энергию (оптовые потребители - перепродавцы, блок - станции, основные абоненты), с субабонентами.

Кроме того, договором на отпуск и потребление тепловой энергии определяются взаимные обязательства энергоснабжающей организации и потребителя по расчетам за тепловую энергию и теплоноситель, а также по соблюдению режимов отпуска и потребления тепловой энергии и теплоносителя.

Исходя из письма, арендатор не является субабонентом, государственное унитарное предприятие не относится к перепродавцам, в связи с чем вызывает сомнение правомерность заключаемого между ними договора, в частности, на пользование электроэнергией, а также на пользование системами коммунального водоснабжения и канализации.

В случае если в соответствии с действующим порядком заключенный с арендатором договор на оказание коммунальных услуг может быть признан недействительным, отнесение затрат арендатора на себестоимость продукции (работ, услуг) будет являться неправомерным.

Видимо, при заключении договора аренды нежилого помещения вопрос о возмещении арендодателю части коммунальных услуг, потребляемых арендатором, следовало рассмотреть при определении размера арендной платы.

В данном случае, кроме того, вызывает сомнение правомерность передачи собственником в аренду третьему лицу производственных площадей, принадлежащих государственному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.

Одновременно сообщается, что если организация согласно действующему порядку имеет право оказывать коммунальные услуги, то в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету у нее должны формироваться доходы и расходы от оказания этих услуг в части обычной деятельности с отражением по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".

 

Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А.И.КОСОЛАПОВ

11.03.2001

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018