| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Прошу дать разъяснения по порядку применения гл.23 "Налог на доходы физических лиц" и гл.24 "Единый социальный налог (взнос)" части второй Налогового кодекса РФ.

1. Что в абз.8 п.3 ст.217 понимается под "возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работника"?

2. Что в абз.10 п.3 ст.217 подразумевается под понятием "лица, находящиеся во властном или административном подчинении"? Какие лица могут находиться в таком подчинении?

3. Относятся ли к доходам, не подлежащим налогообложению в соответствии с п.9 ст.217, суммы компенсации стоимости путевок, выплачиваемые своим работникам при выдаче путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, не являющихся членами семьи работника?

4. Имеет ли предприятие право самостоятельно производить имущественные и социальные налоговые вычеты своим работникам? Как будет осуществляться возврат излишне уплаченной суммы налога?

5. Если работник предприятия в 2000 г. полностью не использовал льготу, возникшую в течение 1999 и 2000 г., на новое строительство либо приобретение квартиры, жилого дома в размере фактически произведенных расходов, то обязано ли предприятие предоставлять вычет в 2001 и 2002 г.? Если нет, то в каком порядке должно быть реализовано право работника на вычеты?

6. В случае, если налогоплательщику не предоставлялись или были представлены в меньшем размере стандартные налоговые вычеты, то в соответствии с п.4 ст.218 на основании заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговой инспекцией производится перерасчет налоговой базы. Кто - работодатель или налоговая инспекция - будет возвращать излишне удержанные налоговым агентом суммы налога?

7. Следует ли считать освобождаемыми от налогообложения единым социальным налогом выплаты, начисляемые работодателем в пользу работников по всем основаниями и производимые из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (п.1 ст.236)?

8. Следует ли понимать, что от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно - правовых форм с сумм доходов, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого отдельного работника, являющегося инвалидом I, II или III группы, либо с суммы выплат, начисленных всем работникам, являющимся инвалидами I, II или III групп (п.1 ст.239)?

9. Какие ставки единого социального налога следует применять многопрофильному предприятию, одним из видов деятельности которого является производство сельскохозяйственной продукции?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 февраля 2001 г. N 04-04-06

 

В связи с Вашим запросом Департамент налоговой политики сообщает следующее.

1. Абзац 8 п.3 ст.217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц компенсационных выплат, связанных с возмещением иных расходов, включая и расходы на повышение профессионального уровня, т.е. расходов, не перечисленных в данном пункте.

К компенсационным выплатам, связанным с возмещением иных расходов, включая и расходы на повышение профессионального уровня, относятся, например, расходы, выплачиваемые:

- работнику за износ (амортизацию) принадлежащего ему инструмента в соответствии со ст.117 КЗоТ;

- педагогическим работникам образовательных учреждений на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий в соответствии с п.8 ст.55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании";

- участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 в случае невозможности предоставления путевок в санаторно - курортное или другое оздоровительное учреждение. Размеры этих выплат регламентированы Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. N 504;

- суточные, стипендии и другие выплаты, производимые работникам, направленным на повышение квалификации в соответствии со ст.ст.112 и 184 КЗоТ. Нормы и порядок возмещения указанных расходов регламентированы Постановлением Минтруда России от 29 июня 1994 г. N 51;

- стоимость возмещения расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно сотрудников таможенных органов Российской Федерации и членов их семей в соответствии со ст.ст.35 и 36 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", а также и другие компенсационные выплаты, установленные действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

2. Следует различать функции, выполняемые администрацией фирмы и владельцами, учредителями, собственниками той же компании. Административное управление (подчинение) осуществляется на основе приказов, распоряжений, выпускаемых администрацией, а властное управление (подчинение) - на основе приказов, решений собственников или учредителей.

Следовательно, правоотношения между собственниками, владельцами, учредителями фирмы и ее работниками основаны на властном подчинении одной стороны другой, а между администрацией и работниками - на административном подчинении.

3. Пунктом 9 ст.217 Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения сумм полной и частичной компенсации стоимости путевок, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей. Следовательно, на компенсацию стоимости путевок для детей, не являющихся членами семьи работника, данная льгота не распространяется.

4. Согласно п.2 ст.219 и п.2 ст.220 Кодекса социальные и имущественные вычеты налогоплательщик может получить только по окончании года при подаче в налоговый орган декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты. Срок подачи декларации сохранен прежний - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим.

Организациям не предоставлено право производить такие вычеты.

Излишне уплаченная сумма налога должна быть возвращена налоговым органом по правилам, установленным ст.78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

5. По нашему мнению, согласно ст.31 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ, если работник предприятия полностью не использовал льготу, возникшую в течение 1999 и 2000 г., на новое строительство либо приобретение квартиры, жилого дома в размере фактически произведенных расходов, то в 2001 г. он имеет право продолжать пользоваться льготой в прежнем порядке, действовавшем до вступления в силу гл.23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Данная льгота может быть предоставлена только налоговым органом по окончании года при подаче декларации.

6. С 1 января 2001 г. стандартные налоговые вычеты могут быть предоставлены налогоплательщику по его выбору либо работодателем, являющимся источником выплаты дохода, в течение года на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие вычеты, либо налоговым органом по окончании года при подаче декларации. Соответственно возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы налога исходя из того, куда подано заявление налогоплательщиком, будет произведен либо работодателем, либо налоговым органом.

7. Согласно п.4 ст.236 Кодекса любые выплаты, производимые за счет средств, остающихся в распоряжении работодателя после уплаты им налога на прибыль (на доходы организаций), не являются объектом обложения единым социальным налогом. Это означает, что выплаты, производимые за счет источников, не уменьшающих прибыли (дохода), облагаемой налогом на доход организаций, не облагаются единым социальным налогом.

8. При применении пп.1 п.1 ст.239 Кодекса следует иметь в виду, что от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно - правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III групп. Это означает, что любой работодатель может без начисления единого социального налога выплачивать своему штатному работнику - инвалиду до 100 000 руб. за календарный год.

9. Согласно п.2 ст.235 Кодекса если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанных в пп.1 и 2 п.1 настоящей статьи Кодекса, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Поэтому в случае, если предприятие является многопрофильным, то для выплат, начисленных работодателем - организацией работникам, занятым в производстве сельскохозяйственной продукции, применяются ставки единого социального налога, определенные ч.2 п.1 ст.241. Для выплат, начисленных остальным работникам, не занятым в производстве сельскохозяйственной продукции, применяются ставки единого социального налога, определенные ч.1 п.1 данной статьи.

 

Руководитель Департамента

налоговой политики

А.И.ИВАНЕЕВ

01.02.2001

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018