| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Просьба разъяснить вопросы, касающиеся применения отдельных положений гл.24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог (взнос)".

1. Кто должен начислять и уплачивать социальный налог за вознаграждение по гражданско - правовому договору, заключенному организацией с индивидуальным предпринимателем, исполняемому лично предпринимателем?

2. Требует пояснения п.1 ст.236, определяющий объект налогообложения для налогоплательщиков - работодателей, исключающий из числа объектов налогообложения выплаты из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Какие конкретно выплаты относятся к этому исключению?

Прошу пояснить соотношение положения, исключающего выплаты из прибыли из числа объектов налогообложения, и положения, не признающего объектом налогообложения выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты и т.д., не превышающие 1000 руб. (соотношение второго и третьего предложений п.1 ст.236).

3. Абзац 1 п.1 ст.237 говорит о налогооблагаемой базе как о сумме доходов, предусмотренных п.1 ст.236, т.е. с учетом исключения выплат, осуществляемых из прибыли. Абзац 2, в свою очередь, включает в налогооблагаемую базу любые доходы, начисленные работодателями работникам, в т.ч. материальную помощь, за исключением перечня, приведенного в ст.238, что означает закрытый перечень выплат, которые не включаются в налогооблагаемую базу.

Какой нормой следует пользоваться налогоплательщикам - работодателям при определении налоговой базы: нормой абз.1 или абз.2 п.1 ст.237?

Учитываются ли при определении налогооблагаемой базы:

- дивиденды, как их определяет ст.43 НК РФ, а также выплаты, которые в соответствии с упомянутой статьей не являются дивидендами (п.2 ст.43 НК РФ);

- присужденные суммы по возмещению морального вреда?

4. Пункт 2 ст.241 НК РФ перечисляет условия, при которых возможно использование регрессивной ставки по единому социальному налогу. К числу таких условий относится требование о наличии в предыдущем налоговом периоде величины налоговой базы в среднем на одного работника свыше 50 000 руб.

Какую численность работающих следует принимать в расчет при определении налоговой базы в среднем на одного работника: списочную численность, среднесписочную численность, среднюю численность работников?

5. Какие сведения (документы) необходимо представлять в налоговые органы и в какие сроки?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 ноября 2000 г. N 04-04-07

 

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу применения отдельных положений гл.24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог (взнос)" и сообщает следующее.

1. Указанной главой НК РФ не предусмотрено исключения из налоговой базы у работодателей сумм, выплачиваемых ими индивидуальным предпринимателям по договорам гражданско - правового характера, предметом которых являются выполнение работ или оказание услуг. Вместе с тем у индивидуальных предпринимателей данные суммы включаются в доход, т.е. в его налоговую базу, и так же, как у работодателей, должны облагаться единым социальным налогом. В связи с этим в подготовленный законопроект о внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ, который в настоящее время рассматривается в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, в числе других поправок внесена поправка в ст.244 гл.24 НК РФ "Порядок исчисления и уплаты налога налогоплательщиками, не являющимися работодателями", которая предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, уменьшается налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями на сумму налога, уплаченного за них организациями или индивидуальными предпринимателями, заключившими с налогоплательщиками договоры гражданско - правового характера и начислившими доход в пользу этих налогоплательщиков в течение налогового периода. В этом случае налогоплательщик - индивидуальный предприниматель представляет в налоговые органы вместе с декларацией по налогу справки от организаций или индивидуальных предпринимателей, заключивших с налогоплательщиком договоры гражданско - правового характера, подтверждающие уплату за него налога.

2. Любые выплаты, производимые за счет прибыли (дохода), остающейся в распоряжении работодателя после уплаты им налога на прибыль (доход) организаций или на доход физических лиц, не являются объектом налогообложения единым социальным налогом. Это означает, что выплаты, производимые за счет источников, не уменьшающих прибыли (дохода), облагаемой налогом на доход организаций или на доход физических лиц, не облагаются единым социальным налогом. Это - один из элементов гармонизации системы налогообложения в целом (ранее получалось, что на себестоимость относились взносы в фонды с тех сумм, которые сами на себестоимость не относились).

Выплаты, производимые сельскохозяйственной продукцией или товарами для детей, и относящиеся на затраты, уменьшающие базу обложения налогом на доход, признаются объектом налогообложения только в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на 1 работника в календарный месяц.

Что касается вопроса о выплатах в виде материальной помощи в размере свыше 1000 руб., то данную норму предполагается исключить из текста гл.24 НК РФ при внесении поправок в данную главу, т.к. она противоречит общему положению о том, что любые выплаты за счет прибыли не облагаются единым социальным налогом.

3. Положения абз.1 и 2 п.1 ст.237 следует воспринимать последовательно (между ними нет никакого противоречия). В налоговую базу включаются любые прямые (непосредственные) выплаты работодателя в пользу работника, относимые на затраты, а также предоставленные косвенные блага в виде материальной выгоды, упомянутые в п.4 ст.237. При этом сумма этих прямых и косвенных выплат уменьшается на суммы выплат, указанных в ст.238.

Виды доходов, определенные ст.43 НК РФ, не учитываются при расчете базы единого социального налога, т.к. выплачиваются на основании договора о создании предприятия, стороной которого само предприятие не является, и, естественно, выплачиваются за счет прибыли, оставшейся в распоряжении учредителей после уплаты налога на доход организаций. Основанием же для определения налоговой базы для исчисления единого социального налога являются трудовые договоры, гражданско - правовые договоры, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также авторские и лицензионные договоры.

Присуждаемые суммы по возмещению морального вреда выплачиваются непосредственно и не относятся на затраты, в связи с чем не учитываются при определении налоговой базы для исчисления единого социального налога.

4. При расчете налоговой базы для целей получения права на применение регрессивной шкалы единого социального налога учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России.

5. Перечень, формы и сроки подачи необходимых документов для целей исчисления единого социального налога будут установлены МНС России после внесения соответствующих дополнений в ст.243 гл.24 НК РФ.

 

08.11.2000 Руководитель Департамента


налоговой политики

А.И.ИВАНЕЕВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024