| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Образовательное учреждение (академия) осуществляет деятельность по предоставлению образовательных услуг населению. Является ли деятельность по предоставлению платных дополнительных образовательных услуг предпринимательской и, соответственно, подлежит ли она налогообложению?

Можно ли образовательным учреждениям руководствоваться ст.40 Закона "Об образовании", согласно которой указанные учреждения освобождаются от уплаты всех видов налогов в части непредпринимательской деятельности?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 сентября 2000 г. N 04-02-05/7

 

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.

В соответствии с п.1 ст.2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Пунктом 2 ст.3 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Исходя из сказанного платные дополнительные образовательные услуги государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений следует рассматривать как предпринимательскую деятельность, которая подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

В соответствии с п.3 ст.40 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13.01.1996 N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании") образовательные учреждения независимо от их организационно - правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю. Однако следует учитывать, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.10.1991 N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (с последующими изменениями и дополнениями) не допускается внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством.

Согласно п.1 ст.56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах. Кроме того, в соответствии с пп.3 п.1 ст.21 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, п.3 ст.40 Закона Российской Федерации "Об образовании", предусматривающий, что образовательные учреждения независимо от их организационно - правовых форм в части их уставной непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов, не может являться нормой прямого действия.

Вместе с тем налоговыми законами по отдельным видам налогов для образовательных учреждений установлены специальные налоговые льготы.

Так, Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что прибыль государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также негосударственных образовательных учреждений, получивших лицензии в установленном порядке, при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.

Согласно пп."л" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) от этого налога освобождены услуги в сфере образования, связанные с учебно - производственным и воспитательным процессом. При этом в соответствии с пп."л" п.12 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) под услугами в сфере образования следует понимать услуги, оказываемые образовательными учреждениями в части их уставной непредпринимательской деятельности независимо от их организационно - правовых форм: государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественными и религиозными). Указанная льгота предоставляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании". Поэтому, по нашему мнению, услуги образовательных учреждений по проведению дополнительного учебного процесса, предусмотренные в соответствующей лицензии, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности.

При этом для образовательных учреждений льгот по уплате налога на пользователей автомобильных дорог вышеназванным Законом не установлено.

Таким образом, академия должна уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы от выручки, получаемой ею от оказания платных образовательных услуг, а также плату за землю.

 

08.09.2000 Руководитель Департамента


налоговой политики

А.И.ИВАНЕЕВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018