| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: О необходимости введения единого социального налога вместо страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 июня 2000 г. N 04-04-07

 

В связи с Вашим письмом по вопросу введения единого социального налога вместо страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.

Отношения по уплате страховых взносов, хотя и близки к отношениям социального страхования, значительно от них отличаются и являются по существу и форме налоговыми.

Именно поэтому в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. N 7-П и от 23 декабря 1999 г. N 18-П отмечено, что осуществляя регулирование отношений, возникающих в сфере обязательного социального страхования, законодатель должен руководствоваться и основными принципами законодательства о налогах и сборах (п.п.1 и 2 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом реализация выражающего публичный интерес принципа солидарности поколений не должна приводить к тому, чтобы указанные конституционные принципы, а также основные начала законодательства о налогах и сборах утрачивали свое значение.

С точки зрения законодательной техники страховые взносы, уплачиваемые плательщиками в государственные социальные внебюджетных фонды, соответствуют критериям налоговых платежей и по ряду признаков (обязательность, индивидуальная безвозмездность, условия взимания, меры ответственности и меры контроля) носят характер целевого налога.

Идея введения социального налога диктуется интересами предприятий и организаций, являющихся плательщиками взносов.

В настоящее время отсутствует нормальная законодательная основа в виде федеральных законов при определении налоговой базы, режима и порядка уплаты взносов в Фонд социального страхования России и фонды обязательного медицинского страхования (далее - взносы). Многие вопросы, относящиеся к порядку уплаты таких взносов, регулируются нормативными документами в форме инструкций и положений, принятых органами управления фондов еще в 1991 - 1996 гг. Законодательно устанавливаются лишь принимаемыми одновременно с бюджетом федеральными законами тарифы взносов на соответствующие годы. Следствием такого положения является то, что база обложения этими взносами, хотя в целом и близка к налоговой (расходы работодателей на оплату труда наемных работников), однако имеет много отличий. Это ставит в сложное положение бухгалтеров предприятий и организаций.

Каждое предприятие и организация, помимо обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом как на налогоплательщиков (в частности, по постановке на учет в налоговом органе и по представлению налоговых деклараций по налогам и сборам в налоговый орган), обязано встать на учет в территориальном органе соответствующего фонда и, кроме этого, ежемесячно представлять в него расчеты по суммам взносов в эти фонды. Причем такие расчеты в отличие от налоговых не могут быть направлены заказным письмом по почте, а должны быть сданы бухгалтером непосредственно.

Налоговым кодексом реализован ряд важных положений, защищающих права налогоплательщиков и ставящих деятельность контрольных органов в жесткие рамки закона. Это, в частности, относится к периодичности проверок соблюдения налогового законодательства. Так, запрещены повторные выездные налоговые проверки за уже проверенный налоговый период, а также две и более проверки в течение календарного года по одним и тем же налогам. Однако реально в жизни после налоговой инспекции приходят проверяющие из фондов, парализуя на период проверки (которая при определенных условиях может продолжаться до двух месяцев) работу организации.

Введение социального налога обусловлено и необходимостью увеличения объема средств, необходимых для осуществления тех социальных задач, для которых введены указанные выше взносы. В частности, следует иметь в виду, что уровень "собираемости" налогов и сборов, контролируемых органами МНС, существенно выше, чем уровень "собираемости" взносов фондами.

Органы управления Фонда социального страхования России и фондов обязательного медицинского страхования расходуют значительные суммы собранных средств на содержание своих территориальных органов, занятых контролем за уплатой взносов в фонды. Однако эффективность таких расходов по сравнению с контрольной деятельностью территориальных органов МНС России очень низка.

Поэтому, несмотря на предлагаемое уменьшение налоговой ставки с 5,4 процента до 4,0 процента в Фонд социального страхования России, объем средств, мобилизуемый для использования на оплату больничных листов, пособий и на санаторно - курортное лечение, не сократится. Это обусловлено увеличением числа плательщиков, а также улучшением контроля за уплатой налога (по сведениям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, в настоящее время на учете в налоговых органах состоит 3,1 млн. налогоплательщиков - организаций, в то время как на учете в Фонде социального страхования России - только 1,9 млн.).

Необходимо учесть, что данные проверок (в частности, Счетной палаты) свидетельствуют о многочисленных нарушениях и случаях нецелевого расходования средств социальных фондов.

Следует также иметь в виду, что социальный налог не ликвидирует Фонд социального страхования России и фонды обязательного медицинского страхования и не изменяет порядок их формирования. Вместо нескольких платежей, имеющих сходную облагаемую базу, круг плательщиков, предлагается ввести единый налог, исчисляемый и уплачиваемый по единым правилам и в одни и те же сроки. Но поскольку социальный налог носит строго целевой характер, каждый из фондов получит ту часть социального налога, которая будет зафиксирована в Кодексе. При этом для каждого фонда предусмотрена своя налоговая ставка.

Кроме этого, предусматривается, что налогоплательщики обязаны представлять органам внебюджетных фондов относящиеся к ним копии расчетов, представляемые ими в налоговые органы. Поэтому органы фондов будут располагать той же информацией, которую они имеют в настоящее время. Таким образом, самостоятельность фондов сохраняется.

Решение указанных выше, а также некоторых других вопросов (судебная защита, возможность оспаривания как не соответствующих законодательству актов, издаваемых органами управления фондов и др.), связанных с определением сумм взносов, упрощением их уплаты, а также повышением защищенности налогоплательщиков, может быть реализовано только в случае введения вместо взносов в упомянутые выше государственные социальные внебюджетные фонды единого платежа в виде социального налога.

Введение социального налога не поставит под угрозу финансирование мероприятий по реализации прав граждан на государственное социальное обеспечение и медицинскую помощь, поскольку, во-первых, должно привести к увеличению объема финансовых ресурсов, направляемых на указанные цели, а во-вторых, обеспечит большую прозрачность, адресность и улучшение контроля за расходованием таких ресурсов.

 

14.06.2000 Заместитель Министра финансов


Российской Федерации

С.Д.ШАТАЛОВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024