| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Просим разъяснить порядок применения норм ст.ст.609, 651 ГК РФ и ст.26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ по вопросу регистрации договоров аренды нежилых помещений. Правильно ли мы считаем, что договоры аренды, заключенные на срок менее одного года, не подлежат государственной регистрации и такие сделки не могут считаться ничтожными, а затраты по аренде нежилых помещений должны относиться на себестоимость продукции?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 апреля 2000 г. N 04-02-05/1

 

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.

В отношении необходимости государственной регистрации договоров аренды недвижимости, заключенных на срок менее года, сообщаем, что, по нашему мнению, с учетом мнения Министерства юстиции Российской Федерации, органам которого в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" поручена государственная регистрация прав на недвижимое имущество, договоры аренды нежилых помещений в зданиях или сооружениях, заключенные на срок менее года, подлежат государственной регистрации в связи с нижеследующим.

Согласно п.2 ст.609 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимость регистрации договора аренды недвижимого имущества является общим правилом, исключения из которого могут устанавливаться данным Кодексом или иными федеральными законами.

При этом ст.625 вышеупомянутого Кодекса устанавливает, что к отдельным видам имущества нормы, касающиеся общих положений об аренде, применяются, если иное не установлено правилами данного Кодекса об этих договорах.

Так, в соответствии с п.2 ст.651 вышеназванного Кодекса договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит обязательной государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. При этом согласно ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с учетом изменений и дополнений) нежилые помещения, равно как и здания и сооружения, являются объектами недвижимого имущества, права на которое и сделки с которым подлежат государственной регистрации.

Согласно ст.26 вышеназванного Закона аренда недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Вместе с тем Гражданский кодекс Российской Федерации специально не регулирует вопросы государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений в зданиях и сооружениях, а в названной статье не указано, что в этом случае вопрос о регистрации таких договоров решается в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст.651 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом в соответствии с п.3 ст.26 вышеупомянутого Федерального закона в случае сдачи в аренду помещения в здании или сооружении договор аренды помещения регистрируется как обременение прав арендодателя на сдаваемое в аренду помещение, а не право на здание или сооружение в целом.

На основании изложенного полагаем, что договоры аренды нежилых помещений в зданиях или сооружениях подлежат государственной регистрации независимо от сроков, на которые они заключены, поскольку иное не предусмотрено Федеральным законом.

Что касается вопроса о включении в себестоимость продукции (работ, услуг) расходов по договорам аренды нежилых помещений в зданиях или сооружениях, заключенным на срок менее года и не зарегистрированным в установленном порядке, сообщаем следующее.

В соответствии с п.1 и пп."ч" п.2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552 (с учетом дополнений и изменений), на себестоимость продукции (работ, услуг) относится плата за аренду отдельных объектов основных производственных фондов (или отдельных их частей), используемых для производства и реализации продукции (работ, услуг).

Согласно п.1 ст.54 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основании данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основании иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению или связанных с налогообложением.

В соответствии с п.16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 N 33н, расходы в бухгалтерском учете признаются в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных нормативных актов и т.д.

В то же время в случае, если договоры аренды нежилых помещений в зданиях или сооружениях заключены без государственной регистрации, такие сделки, по нашему мнению, осуществлены в нарушение норм законодательства и согласно ст.165 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть признаны в установленном порядке ничтожными. Следовательно, отсутствует основание для признания расходов по таким сделкам.

Если в отношении любых расходов организации данное условие не выполнено, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность, включение которой в себестоимость продукции (работ, услуг) в целях налогообложения указанным выше Положением о составе затрат не предусмотрено.

В этом случае затраты по аренде нежилых помещений в зданиях или сооружениях не могут быть отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг).

 

28.04.2000 Заместитель руководителя


Департамента налоговой политики

А.И.КОСОЛАПОВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024