| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Федеральный закон "Об основах охраны труда в РФ" предусматривает в ст.14 в качестве обязанности работодателя проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров (обследований) работников, внеочередных медосмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медосмотров, а также санитарно - бытовое и лечебно - профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда.

Законодатель отнес все вышеизложенное к комплексу мероприятий, обеспечивающих охрану труда, и расходы по проведению медосмотров, содержанию на предприятиях медпунктов (здравпунктов), лечебно - профилактическому обслуживанию работников, содержанию профилакториев, а также оплате счетов по лечебно - профилактическому обслуживанию работников в соответствии с требованиями охраны труда должны включаться в себестоимость выпущенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и соответственно уменьшать налогооблагаемую базу по расчету налога на прибыль.

МПС РФ просит подтвердить правомерность такой позиции.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 марта 2000 г. N 04-02-04/1

 

Департаментом налоговой политики совместно с Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности рассмотрен Ваш запрос о включении в себестоимость комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану труда, и сообщается следующее.

Кодексом законов о труде Российской Федерации (ст.149) установлено, что на работах с вредными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.

Согласно п.2 ст.14 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" работодатель обязан обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Такая спецодежда и обувь в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (с учетом изменений и дополнений), включаются в себестоимость продукции как затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности (пп."ж" п.2).

В соответствии со ст.154 названного выше Кодекса работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры для определения пригодности их к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний.

Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" предусмотрена обязанность работодателя обеспечить проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров.

Согласно п.3 ст.16 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" работники, принимаемые на должности, непосредственно связанные с движением поездов, должны пройти профессиональный отбор, иметь соответствующую подготовку и здоровье, необходимые для исполнения должностных обязанностей, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Указанные работники, а также лица, подвергающиеся воздействию вредных и неблагоприятных условий труда, проходят в установленном порядке обязательные медицинские освидетельствования и осмотры.

Положение о порядке проведения обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте утверждено Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 6Ц.

Этим Положением определены лица, подлежащие обязательным медицинским осмотрам. Согласно п.6 разд.II решение о проведении обязательных медицинских осмотров конкретных работников железнодорожного транспорта принимает комиссия в составе представителей работодателя, профсоюзной организации и центра санитарно - эпидемиологического надзора системы здравоохранения МПС России.

Проведение обязательных медицинских осмотров осуществляют врачебно - экспертные комиссии лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения МПС России, к которым прикрепляются организации и учебные заведения железнодорожного транспорта в соответствии с приказами начальников железных дорог (п.7 разд.II).

Согласно Положению о Департаменте здравоохранения Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденному Министром путей сообщения Российской Федерации 4 января 1997 г. N ЦУВС-421, содержание и капитальный ремонт лечебно - профилактических, санитарно - эпидемиологических, аптечных и других медицинских учреждений осуществляется за счет средств бюджета. Строительство и реконструкция, приобретение оборудования и инвентаря указанных учреждений осуществляется за счет средств бюджета и средств, выделяемых железными дорогами. Приобретение медикаментов, машин и механизмов, материалов, мебели и товаров культурно - бытового назначения может производиться и за счет средств предприятий и организаций железнодорожного транспорта, с согласия их трудовых коллективов.

Департамент здравоохранения МПС России осуществляет финансирование бюджетных учреждений здравоохранения и медицинских училищ железнодорожного транспорта за счет средств, выделяемых министерству на здравоохранение и специальное медицинское образование из государственного бюджета.

В ведении указанного Департамента находятся, в частности, медико - санитарные и аптечные учреждения железнодорожного транспорта, по которым он рассматривает балансы, утверждает планы и сметы бюджетных расходов. Одной из основных задач Департамента является организация проведения лечебно - профилактических и санитарно - гигиенических мероприятий.

С учетом изложенного в себестоимость продукции организации железнодорожного транспорта могут включать расходы по оплате времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, на основании пп."о" п.2 Положения о составе затрат.

Что касается вопроса о содержании на предприятиях медпунктов, то если затраты по ним не утверждены Департаментом здравоохранения МПС России в смете бюджетных расходов, то они могут включаться в себестоимость продукции в соответствии с пп."е" п.2 Положения о составе затрат как затраты на обслуживание производственного процесса.

Положением о составе затрат определено, что в себестоимость не подлежат включению затраты организации на проведение мероприятий по охране здоровья и организации отдыха, не связанные непосредственно с участием работников в производственном процессе. В себестоимость продукции не включается оплата путевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках, клубах, посещение культурно - зрелищных и физкультурных (спортивных) мероприятий и другие аналогичные выплаты и затраты, производимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

 

14.03.2000 Руководитель Департамента


налоговой политики

А.И.ИВАНЕЕВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024