| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: ОАО намеревается приобрести на открытых торгах бизнес (предприятие). Данная сделка предусмотрена ст.86 Закона РФ от 08.01.1998 N 6-ФЗ. При этом объектом продажи являются не отдельные элементы, составляющие имущественный комплекс, а совокупность всех видов имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности.

Лицо, победившее на аукционе, и организатор открытых торгов подписывают протокол, имеющий силу договора. К данному протоколу необходимо приложить перечень (реестр) передаваемого имущества. Таким образом, данная сделка должна квалифицироваться как сделка купли - продажи. По нашему мнению, в этом случае применяется следующий порядок отражения данной сделки с точки зрения применения НДС: продавец начисляет НДС только на те элементы бизнеса, которые подлежат обложению НДС. Покупатель принимает сумму уплаченного НДС к зачету в соответствии с правилами, установленными для каждого элемента. При этом стоимость отдельных элементов определяется на основе коэффициента, который будет равен соотношению между стоимостью бизнеса по протоколу и суммарной оценкой элементов, составляющих бизнес, по данным баланса организации - продавца. Верно ли это?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 февраля 2000 г. N 04-03-11

 

В связи с Вашим письмом о порядке применения налога на добавленную стоимость при приобретении бизнеса (предприятия) на основании ст.86 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Департамент налоговой политики сообщает.

В соответствии с законодательством по налогам и сборам налогом на добавленную стоимость облагаются обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом согласно п.3 ст.38 Налогового кодекса Российской Федерации товаром для целей налогообложения признается любое имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации.

Согласно ст.132 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие признается недвижимостью и может являться объектом купли - продажи.

В связи с изложенным операции по реализации предприятия (бизнеса) являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии со ст.132 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие как имущественный комплекс состоит из отдельных видов имущества, включая здания, сооружения, оборудование, сырье, продукцию и т.д.

Кроме того, согласно действующему порядку продажи бизнеса (предприятия), установленному ст.ст.559 - 566 Гражданского кодекса Российской Федерации, состав и стоимость продаваемого бизнеса (предприятия) определяются в договоре продажи на основе акта инвентаризации по перечню передаваемого имущества.

Таким образом, в состав предприятия как имущественного комплекса включаются отдельные виды имущества, предназначенные для его деятельности, в том числе товары как облагаемые, так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.

Учитывая вышеуказанные положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Ваше мнение о применении налога на добавленную стоимость при продаже бизнеса (предприятия) по отношению к каждому из его элементов в отдельности поддерживается.

Для целей исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость считаем возможным составление продавцом бизнеса (предприятия) сводного счета - фактуры с указанием в графе "Всего с НДС" цены, по которой бизнес (предприятие) продан на аукционе. При этом в счете - фактуре следует выделить в самостоятельные позиции основные средства, нематериальные активы, прочие виды имущества производственного и непроизводственного назначения, сумму дебиторской задолженности, стоимость ценных бумаг и другие позиции активов баланса. К сводному счету - фактуре должен быть приложен акт инвентаризации. При этом по каждому виду имущества, облагаемому налогом на добавленную стоимость, сумму налога на добавленную стоимость необходимо определить отдельно.

Поскольку, как показывает практика, цена, по которой бизнес (предприятие) продается на аукционе, не соответствует общей (суммарной) балансовой стоимости реализуемого имущества, сумма налога по каждому виду реализуемого имущества определяется расчетно.

Так, в случае, если цена, по которой бизнес (предприятие) продан на аукционе, сложилась ниже балансовой стоимости реализованного имущества, для целей исчисления налога на добавленную стоимость принимается единый коэффициент, рассчитанный как отношение аукционной цены бизнеса (предприятия) к балансовой стоимости реализованного имущества. В счете - фактуре цена каждого вида имущества принимается равной произведению его балансовой стоимости на указанный коэффициент.

В случае, если цена, по которой бизнес (предприятие) продан на аукционе, сложилась выше балансовой стоимости реализованного имущества, при исчислении поправочного коэффициента аукционную цену бизнеса (предприятия) следует уменьшить на балансовую стоимость дебиторской задолженности и ценных бумаг (поскольку пересчитывать стоимость этих активов в сторону их увеличения, применяя поправочный коэффициент к сумме дебиторской задолженности и стоимости ценных бумаг, оснований не имеется). В связи с этим для целей исчисления налога на добавленную стоимость следует применять коэффициент, исчисленный как отношение аукционной цены бизнеса (предприятия), уменьшенной на балансовую стоимость дебиторской задолженности (и на стоимость ценных бумаг, если не принято решение об их переоценке), к балансовой стоимости реализованного имущества, уменьшенной на балансовую стоимость дебиторской задолженности (и на стоимость ценных бумаг, если не принято решение об их переоценке). В этом случае поправочный коэффициент к сумме дебиторской задолженности (и стоимости ценных бумаг) не применяется.

В счете - фактуре по каждой позиции имущества, облагаемого налогом на добавленную стоимость, в графах "Ставка НДС" и "Сумма НДС" указывается соответственно расчетная ставка налога в размере 16,67 процента и сумма налога, исчисленная по этой ставке от стоимости имущества, облагаемого налогом на добавленную стоимость, рассчитанной в вышеизложенном порядке.

Необходимо отметить, что согласно действующему порядку исчисления налога на добавленную стоимость (п.50 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39) при реализации зданий и объектов незавершенного строительства налог на добавленную стоимость исчисляется от суммы разницы между ценой реализации объектов и фактическими затратами по строительству. Поэтому по таким объектам в счете - фактуре в графе "Сумма НДС" указывается сумма налога, рассчитанная от суммы указанной разницы; в графе "Ставка НДС" - расчетная ставка в размере 16,67 процента; в графах "Цена" и "Сумма" - стоимость объектов без налога на добавленную стоимость.

При наличии счета - фактуры, составленного в вышеизложенном порядке, суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным (оприходованным) видам имущества могут быть приняты к зачету у покупателя предприятия (бизнеса) на общеустановленных основаниях.

 

03.02.2000 Руководитель Департамента


налоговой политики

А.И.ИВАНЕЕВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024