| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Банк просит разъяснить порядок применения Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 141-ФЗ.

1. В соответствии с Законом N 141-ФЗ прибыль от реализации ценных бумаг определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации. Из каких составляющих складываются затраты по приобретению ценных бумаг?

2. Должны ли указанные выше расходы учитываться по сделкам, заключенным только после вступления в силу Закона?

3. Каков порядок определения прибыли от реализации ценных бумаг после вступления в силу Закона, если оплата рассматриваемых услуг была учтена при налогообложении до вступления в силу Закона?

4. Действует ли после вступления в силу Закона порядок определения результата от переоценки ценных бумаг, установленный Письмом Центрального банка РФ, Министерства финансов РФ и Государственной налоговой службы РФ от 4 февраля 1997 г. N 408/10/ВЕ-6-05/103?

5. На кого возлагается обязанность опубликования информации о рыночной цене и предельных границах ее колебания при совершении сделок на ОРЦБ?

6. Каков порядок определения рыночной цены ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, при совершении сделок вне ОРЦБ?

7. Какой метод (ФИФО или ЛИФО) следует использовать в целях налогообложения при реализации ценных бумаг?

8. Каков порядок регистрации на бирже операций с фьючерсными и опционными контрактами?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 января 1999 г. N 04-02-05/5

 

В Департаменте налоговой политики рассмотрено Ваше письмо по вопросам, касающимся применения Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 141-ФЗ при налогообложении доходов, полученных по операциям с ценными бумагами, и сообщается следующее.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в ред. Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 141-ФЗ) при исчислении налогооблагаемой базы прибыль от реализации ценных бумаг определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации.

Вложение средств организаций в виде инвестиций в ценные бумаги в соответствии с требованиями и правилами, установленными Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и иными нормативными актами по бухгалтерскому учету, учитываются в сумме фактических затрат у инвестора.

Фактическими затратами на приобретение ценных бумаг могут быть: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу; суммы, уплачиваемые специализированным организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг; вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги; расходы по уплате процентов по заемным средствам, используемым на приобретение ценных бумаг до принятия их к бухгалтерскому учету; иные расходы, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг.

В целях налогообложения по ценным бумагам, как находящимся на балансе налогоплательщиков по состоянию на дату вступления в силу Закона, так и приобретенным после вступления в силу Закона, расходы, связанные с оплатой услуг по приобретению ценных бумаг, не уменьшают налогооблагаемую базу. При реализации (выбытии) указанных ценных бумаг такие расходы учитываются в расчете результата от реализации (выбытия) ценных бумаг, определяемого в порядке, установленном п.4 ст.2 Закона о налоге на прибыль.

При этом по ценным бумагам, приобретенным кредитными организациями до даты вступления в силу Закона и находящимся на балансе налогоплательщика, расходы, связанные с их приобретением, ранее принимаемые в целях налогообложения в соответствии с Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490, на уменьшение налогооблагаемой базы, не уменьшают результат от реализации (выбытия) при продаже данных ценных бумаг после вступления в силу Закона.

Порядок определения результата от переоценки государственных ценных бумаг по отдельным выпускам, установленный в пп."а" п.2 и абз.2 п.5 Письма Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. N 408/10/ВЕ-6-05/103, действует в отношении ценных бумаг, реализованных до даты вступления в силу Закона.

С даты вступления в силу Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 141-ФЗ при исчислении результатов от переоценки ценных бумаг, находящихся на балансе налогоплательщика, в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (а для государственных беспроцентных облигаций - по налогу на доход) включается положительное сальдо от переоценки всех ценных бумаг, относящихся к данной категории, образовавшееся за период с даты постановки таких облигаций на баланс налогоплательщиков по отчетную дату включительно. Сумма отрицательных разниц от переоценки ценных бумаг, относящихся к одной категории, не перекрытая суммой положительных разниц от переоценки ценных бумаг, относящихся к этой категории, не уменьшает валовую прибыль и налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (налогу на доход). В Изменениях и дополнениях N 4 к Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1995 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено деление ценных бумаг в целях налогообложения на укрупненные группы (категории), в том числе: акции акционерных обществ, облигации предприятий и организаций, процентные государственные облигации Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления, беспроцентные процентные государственные облигации Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг путем проведения государственной политики в области рынка ценных бумаг, контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности. В соответствии со ст.9 Закона профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (организатор торговли на рынке ценных бумаг) обязан обеспечить всей необходимой информацией участников рынка ценных бумаг, включая информацию о рыночной цене и предельной границе ее колебаний.

В том случае, если сделка с облигациями и акциями, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, совершена вне организованного рынка, рыночная цена определяется на основании данных организатора торговли на день совершения сделки. При этом, если по одной и той же ценной бумаге сделки совершались на двух или более фондовых биржах (через двух или более организаторов торговли), то, по нашему мнению, под рыночной ценой следует понимать средневзвешенную цену ценной бумаги на той фондовой бирже (организатора торговли), у которой был наибольший в отчетном месяце оборот.

При исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (налогу на доход) в зависимости от учетной политики, принятой налогоплательщиком, при определении результата от реализации (выбытия) ценных бумаг следует использовать цену приобретения ценных бумаг по методу ФИФО, по которому списываются ценные бумаги, приобретенные первыми по времени, либо по методу ЛИФО, по которому списываются ценные бумаги, приобретенные последними по времени относительно даты реализации.

Порядок регистрации на бирже операции с биржевыми фьючерсными и опционными контрактами, приобретаемыми в целях уменьшения рисков изменения цены базисного актива, должен быть определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование операций с фьючерсными и опционными контрактами. В случае, когда базисным активом являются ценные бумаги, порядок в соответствии с заявлением ГАК и ФКЦБ от 11 июля 1998 г. должен быть установлен Государственным антимонопольным комитетом совместно с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Впредь до утверждения такого порядка соответствующими органами убытки, полученные от купли-продажи фьючерсных и опционных контрактов, заключенных в целях уменьшения ценовых рисков, могут быть отнесены на уменьшение прибыли в пределах доходов от купли-продажи указанных фьючерсных и опционных контрактов.

Одновременно с этим сообщаем, что по вопросу налогообложения операций с ценными бумагами Вам следует руководствоваться Изменениями и дополнениями N 4 к Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1995 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", утвержденными Приказом Госналогслужбы России от 25 августа 1998 г. N БФ-3-02/210, Письмом Госналогслужбы России от 18 декабря 1998 г. N ВНК-6-05/890@ "О налогообложении операций с государственными облигациями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и облигациями органов местного самоуправления", а также Письмом Центробанка России, Минфина России и Госналогслужбы России от 4 февраля 1997 г. N 408/10/ВЕ-6-05/103 (в части, не противоречащей Федеральному закону от 31 июля 1998 г. N 141-ФЗ).

 

11.01.99 Руководитель Департамента


налоговой политики

А.И.ИВАНЕЕВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024