| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: В связи с предстоящим рассмотрением в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Соглашений об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Нидерландами и между Российской Федерацией и Марокко возможно ли предоставить дополнительную информацию, имеющую отношение к данным Соглашениям?

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 июня 1998 г. N 01-10/04-2003

 

Настоящим в связи с предстоящим рассмотрением в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Соглашений об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Нидерландами и между Российской Федерацией и Марокко доводим до Вашего сведения дополнительную информацию, имеющую отношение к данным Соглашениям.

 

I. Применительно к Нидерландам

 

1. Пояснительная записка к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

 

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество подписано в госкве 16 декабря 1996 г.

Новое Соглашение заменит собой действующую Конвенцию между Правительством СССР и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 21 ноября 1986 г. Необходимость пересмотра ранее действовавшей Конвенции вызвана изменившимися условиями хозяйствования в Российской Федерации, переходом на рыночные условия жизни, а также введением принципиально новой системы налогов в России и изменениями налогового законодательства в Нидерландах.

Целью вышеуказанного Соглашения является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из Договаривающихся Государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода или вида имущества в своей стране и стране-партнере. Решение этого вопроса позволяет на взаимовыгодных началах привлечь в каждое из Договаривающихся Государств иностранные инвестиции и обеспечить условия для устранения двойного налогообложения предприятий, организаций и граждан.

При подготовке указанного Соглашения Российская Сторона основывалась на типовой модели соглашений об избежании двойного налогообложения, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. N 352, а также Договаривающиеся Государства руководствовались типовой моделью, рекомендованной Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), и типовой моделью ООН.

 

2. Основные положения Соглашения (с сопоставлением с положениями старого Соглашения)

 

Сфера применения Соглашения

Соглашение распространяется на налоги на доходы и имущество юридических и физических лиц, имеющих постоянное местопребывание или постоянное место жительства в Российской Федерации или Нидерландах.

 

Налогообложение доходов (прибыли) от

предпринимательской деятельности

Соглашение предусматривает, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного Договаривающегося Государства в другом Договаривающемся Государстве производится, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через постоянное представительство. Однако в отношении строительно-монтажных работ считается, что такие работы создают постоянное представительство, если их продолжительность превышает 12 месяцев (аналогичный срок был предусмотрен и старым Соглашением).

В Соглашении уточнено, что в любом случае шахта, нефтяная или газовая скважина, карьер или другое место добычи полезных ископаемых будут рассматриваться как постоянное представительство и подлежать обложению налогом на прибыль.

 

Налогообложение доходов от имущества и самого имущества

Доходы от использования имущества и само имущество облагаются налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится. Исключение сделано в отношении транспортных средств, которые облагаются в том государстве, резидентом которого является предприятие, получающее прибыль от эксплуатации таких транспортных средств.

 

Налогообложение дивидендов

Право взимать налоги с дивидендов, получаемых из другого Договаривающегося Государства, предоставлено стране-получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране-источнике, однако в этом случае налог не может превышать:

а) 5% от общей суммы дивидендов, если фактическим владельцем дивидендов является компания, которая инвестировала в компанию, выплачивающую дивиденды, не менее 75 тысКЮ или эквивалентную сумму в национальной валюте и прямое участие которой в капитале компании, выплачивающей дивиденды, составляет не менее 25%;

б) 15% от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

В действующей Конвенции 1986 г. предусмотрено, что ставка налога на дивиденды у источника выплаты составляет 15% от общей суммы дивидендов во всех случаях.

 

Налогообложение процентов

Право взимать налоги с процентов, выплачиваемых по разным долговым обязательствам, предоставлено стране-получателю при условии, что лицо, получающее проценты, является фактическим владельцем такого дохода.

 

Налогообложение роялти

Право взимать налоги с роялти предоставлено стране, резидентом которой является получатель таких доходов.

 

Налогообложение доходов физических лиц

Соглашение предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней за любые 12 месяцев. Исключение, с учетом международной практики, сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров, студентов и практикантов высших учебных заведений, учителей и профессоров.

Новым Соглашением предусмотрена возможность осуществления налоговыми органами корректировок цен в случае взаимозависимых предприятий (установления трансфертных цен).

В отличие от старой Конвенции 1986 г. Соглашение содержит специальные положения о налогообложении доходов, связанных с оффшорной деятельностью. При этом для целей Соглашения под оффшорной деятельностью понимается деятельность, связанная с исследованием и эксплуатацией морского дна, его недр и их природных ресурсов, которая осуществляется в оффшорной зоне, расположенной в Договаривающемся Государстве.

Соглашение гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений плательщиков и разрешения споров, обмена информацией между компетентными органами (что крайне важно ввиду отсутствия таких положений в старом Соглашении), процедуру оказания помощи во взимании налогов (эти положения также отсутствовали в старом Соглашении) и процедуру устранения двойного налогообложения доходов и имущества.

Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу на тридцатый день после получения последнего из уведомлений о выполнении Договаривающимся Государством процедур, необходимых для вступления в силу Соглашения, и применяется до тех пор, пока одно из Договаривающихся Государств не денонсирует его после окончания пяти лет со дня вступления Соглашения в силу путем передачи по дипломатическим каналам письменного уведомления о прекращении его действия, но не позднее чем за 6 месяцев до окончания любого календарного года.

Соглашение способствует развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между Россией и Нидерландами, а также привлечению взаимных инвестиций. Доходная база российских бюджетов не сузится, т.к. некоторое уменьшение налогового бремени для голландских юридических и физических лиц в Российской Федерации будет компенсировано за счет аналогичного его увеличения в отношении прибыли и доходов, полученных российскими организациями и гражданами на территории Нидерландов. Более того, получение возможности для налоговых органов обеих стран обмениваться необходимой информацией приведет к выявлению дополнительных источников поступлений в соответствующие бюджеты.

 

3. Справка по основным налогам Нидерландов

 

                      Налог                          Ставка (%)

 

     Подоходный налог -                                 60

     Налог на доходы от капитала (capital gains) -      60 <*>

     Налог на чистую стоимость имущества -              0,8

     Налог у источника выплаты дивидендов -             25

 

     --------------------------------

     <*> - взимается с отдельных видов дохода,  в т.ч.  в связи  с

     реализацией     коммерческой    собственности,    недвижимого

     имущества, некоторыми операциями с акциями

 

Проценты и роялти освобождены от налога у источника выплаты, хотя проценты, в случае существенного участия получателя в капитале должника, включаются в общий облагаемый доход и облагаются соответственно.

 

II. Применительно к Марокко

 

1. Пояснительная записка к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

 

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество подписано в госкве 4 сентября 1997 г.

С учетом того, что до настоящего времени между двумя государствами не было заключено налоговое соглашение, в отношениях между ними и их субъектами предпринимательской деятельности применяются нормы национального законодательства.

Сейчас на основании имеющейся информации, в т.ч. предоставленной Торговым представительством Российской Федерации в Марокко, следует признать факт существенного дисбаланса в двусторонних торгово-экономических, кредитных и инвестиционных отношениях в пользу нашей страны. Таким образом, заключаемое Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Марокко, предусматривающее пониженные ставки налогов у источника выплаты дохода в форме дивидендов, процентов и роялти (доходов от авторских прав и лицензий) по сравнению с предусмотренными национальным законодательством, в большей мере отвечают интересам именно нашего государства.

Учитывая, что за последние годы возросло количество совместных предприятий с участием российского капитала, в том числе в форме прямых инвестиций, крайне важно было решить вопрос минимизации ставки налога на дивиденды в стране нахождения источника их выплаты. По марокканскому законодательству ставка такого налога равна 10%. В Соглашении предусмотрено 2 ставки, в т.ч. пониженная до 5% в случае, если участие получателя таких дивидендов в компании, выплачивающей дивиденды, составляет не менее 500 тыс.доллША. Во всех остальных случаях ставка равна 10%.

Аналогично удалось договориться в отношении налога у источника выплаты процентов. По национальному законодательству Марокко эти доходы в основном облагаются по обычной ставке корпоративного налога (44%). Соглашением предусмотрена единая ставка такого налога в пределах 10%.

Такая же максимальная ставка (10%) согласована и в отношении роялти, которые по национальному законодательству Марокко также как и проценты облагаются по обычной ставке корпоративного налога. С учетом того, что к роялти марокканцы относят и вознаграждения за технические услуги, а объем российских поставок оборудования и оказания услуг в связи с этими поставками достаточно велик, установление такой пониженной ставки налога на роялти очень выгодно для России.

Еще одной важной задачей данного Соглашения (помимо минимизации налоговых обязательств российских предприятий, организаций и граждан в Марокко) является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из Договаривающихся Государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода или имущества в своей стране и стране-партнере. Решение этого вопроса позволяет на взаимовыгодных началах привлечь в каждое из Договаривающихся Государств иностранные инвестиции, в т.ч. в форме новых технологий, кредитные ресурсы, развивать техническое содействие и широкомасштабное сотрудничество в других формах.

При подготовке указанного Соглашения Российская Сторона основывалась на типовой модели соглашений об избежании двойного налогообложения, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. N 352, а также Договаривающиеся Государства руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).

 

2. Основные положения налогового Соглашения

 

Сфера применения Соглашения

Соглашение распространяется на налоги на доходы и имущество юридических и физических лиц, имеющих постоянное местопребывание или постоянное место жительства в Российской Федерации или Марокко.

 

Налогообложение доходов (прибыли) от

предпринимательской деятельности

Соглашение предусматривает, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного Договаривающегося Государства в другом Договаривающемся Государстве производится, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через постоянное представительство. При этом в отношении строительно-монтажных работ и связанной с ними надзорной деятельности установлено, что получаемая от этой деятельности прибыль будет облагаться налогом, если продолжительность таких работ превышает 8 месяцев.

 

Налогообложение доходов от имущества и самого имущества

Доходы от использования имущества и само имущество облагаются налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится. Исключение сделано в отношении транспортных средств, которые облагаются в том государстве, резидентом которого является лицо, получающее доход от эксплуатации таких транспортных средств.

 

Налогообложение дивидендов

Право взимать налоги с дивидендов, получаемых из другого Договаривающегося Государства, предоставлено стране-получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране-источнике, однако, в этом случае налог не может превышать 5% от общей суммы дивидендов, если доля участия резидента другого государства в капитале компании, выплачивающей дивиденды, превышает 500 000 долларов США; во всех остальных случаях - 10% от общей суммы дивидендов.

 

Налогообложение процентов

Право взимать налоги с процентов, выплачиваемых по разным долговым обязательствам, предоставлено стране-получателю. В то же время оговорено право взимания налога и в стране-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 10% от общей суммы процентов. При этом независимо от вышеуказанного проценты освобождаются от уплаты налога в договаривающемся государстве, в котором они возникают, если таким видом дохода являются проценты по ссудам, предоставляемым одному из Договаривающихся Государств или гарантированным государством, и проценты по валютным депозитным вкладам.

 

Налогообложение доходов от авторских прав и лицензий

Право взимать налоги на доходы от авторских прав и лицензий предоставлено стране-получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране-источнике, но в этом случае налог не может превышать 10% от общей суммы таких доходов.

 

Налогообложение доходов физических лиц

Соглашение предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение любого 12-месячного периода. Исключение, с учетом международной практики, сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров, студентов, практикантов высших учебных заведений и преподавателей.

Соглашение гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров, а также вопросы обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств, определяет методы устранения двойного налогообложения.

Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу с даты последнего из уведомлений о выполнении процедур, необходимых для его вступления в силу. Положения нового Соглашения применяются до тех пор, пока одно из Договаривающихся Государств не прекратит его действие путем передачи по дипломатическим каналам письменного уведомления о прекращении его действия по крайней мере за шесть месяцев до окончания любого календарного года по истечении пяти лет с даты вступления Соглашения в силу.

Соглашение способствует развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между Россией и Марокко, а также привлечению взаимных инвестиций. Доходная база российских бюджетов не сузится, т.к. некоторое уменьшение налогового бремени для марокканских юридических и физических лиц в Российской Федерации будет компенсировано за счет аналогичного его увеличения в отношении прибыли и доходов, полученных российскими организациями и гражданами на территории Марокко. Получение возможности для налоговых органов обеих стран обмениваться необходимой налоговой информацией приведет к выявлению дополнительных источников поступлений в соответствующие бюджеты.

 

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

М.А.МОТОРИН

10.06.1998

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024