Проблемная ситуация: Может ли в целях исчисления
налога на прибыль признаваться связанной с реализацией произведенной и
переработанной сельскохозяйственной продукции прибыль сельскохозяйственных
товаропроизводителей, не перешедших на уплату единого сельскохозяйственного
налога, от реализации мяса птицы собственного производства (тушка,
субпродукты), полученного в результате убоя?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 февраля 2008 г. N 03-03-05/12
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке обложения налогом на
прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей и сообщает следующее.
Статьей 2.1
Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о
признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) налоговая
ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не
перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности,
связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а
также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями
собственной сельскохозяйственной продукции, установлена в следующих порядке и
размере:
в 2004 - 2008 гг. - 0 процентов;
в 2009 - 2010 гг. - 6 процентов;
в 2011 - 2012 гг. - 12 процентов;
в 2013 - 2015 гг. - 18 процентов;
начиная с 2016 г. - в соответствии с п. 1
ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Из приведенной нормы Закона следует, что
льготная ставка 0 процентов применяется сельскохозяйственными
товаропроизводителями в двух случаях:
1) по деятельности, связанной с
реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции;
2) по деятельности, связанной с
реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной
сельскохозяйственной продукции.
Поскольку гл. 25 и
частью первой Кодекса не установлено иное, в целях гл. 25 Кодекса в период 2004
- 2006 гг. следует применять понятие "сельскохозяйственные
товаропроизводители", данное в Федеральном законе от 08.12.1995 N 193-ФЗ
"О сельскохозяйственной кооперации" (с последующими изменениями и
дополнениями), согласно ст. 1 которого "сельскохозяйственный
товаропроизводитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство
сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе
рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной)
продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой
составляет более 70 процентов общего объема производимой продукции".
Начиная с 1 января 2007 г. в целях
налогообложения прибыли организаций для определения категории
налогоплательщиков, именуемой "сельскохозяйственный
товаропроизводитель", следует использовать положения Федерального закона
от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". Так, в соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона
сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация,
индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство
сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную)
переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с
перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой
продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных
товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее
чем семьдесят процентов в течение календарного года.
С 1 января 2008 г. вступили в силу
изменения в ст. 2.1 Закона N 110-ФЗ, внесенные Федеральным законом от
24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской
Федерации". Согласно новой редакции ст. 2.1 Закона N
110-ФЗ с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2014 г. под сельскохозяйственными
товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для
сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),
по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной
продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными
организациями собственной сельскохозяйственной продукции, понимаются
сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным
п. 2 ст. 346.2 Кодекса.
Порядок отнесения продукции к
сельскохозяйственной определяется в соответствии с Общероссийским
классификатором продукции ОК 005-93 (далее -
Классификатор).
Согласно Классификатору к продукции
сельского хозяйства относится, например, птица для убоя.
Учитывая, что процесс забоя и обработки
птицы является последним звеном в технологическом процессе производства мяса
птицы, его можно рассматривать в качестве первичной переработки
сельскохозяйственной продукции. Об этом также свидетельствует ГОСТ 25391-82
"Мясо цыплят бройлеров". При этом промышленной переработкой в
птицеводстве считается глубокая переработка - в частности, приготовление фарша,
различных рубленых, колбасно-кулинарных и консервных изделий на основе мяса
птицы.
Таким образом, с
учетом вышеприведенных условий прибыль сельскохозяйственных
товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для
сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственных налог),
от реализации мяса птицы (тушка, субпродукты), полученного в результате убоя птицы
собственного производства, может быть признана связанной с реализацией
произведенной и переработанной данными организациями сельскохозяйственной
продукции в целях применения налогового законодательства.
Мнение Департамента, приведенное в
настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N
03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный
характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах
и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам
сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах
и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
21.02.2008