Проблемная ситуация: Будет ли счет-фактура являться
основанием для принятия сумм НДС к вычету, если наряду с проставлением фамилий
и инициалов уполномоченных лиц, его подписавших, указаны их должности и
реквизиты выданных им доверенностей? Облагаются ли ЕСН и НДФЛ суточные в сумме,
превышающей нормы, установленные Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002
N 93, если указанная сумма не превышает норм, установленных локальным
нормативным актом организации?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 января 2008 г. N 03-07-09/06
В связи с письмом по вопросам оформления
счетов-фактур, а также применения налога на доходы физических лиц и единого
социального налога Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает
следующее.
По вопросу оформления счетов-фактур.
Согласно п. 6 ст. 169 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) счет-фактура подписывается руководителем
и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то
приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от
имени организации.
Учитывая, что
уполномоченные лица подписывают счета-фактуры за руководителя и главного
бухгалтера, их подписи следует проставлять в реквизитах счета-фактуры
"Руководитель организации" и "Главный бухгалтер", а в целях
идентификации уполномоченных лиц, фактически подписывающих счет-фактуру, после
подписи следует указывать фамилию и инициалы уполномоченных лиц, подписавших
соответствующий счет-фактуру, без указания их должностей и реквизитов выданных им
доверенностей. В то же время
заполнение данных реквизитов с проставлением фамилий и инициалов уполномоченных
лиц, подписавших соответствующий счет-фактуру, а также указанием их должностей
и реквизитов выданных им доверенностей, по нашему
мнению, нарушением порядка составления счетов-фактур не является.
По вопросам применения единого
социального налога и налога на доходы физических лиц.
В соответствии с п.
1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для лиц,
производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные
вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц по
трудовым и гражданско-трудовым договорам, предметом которых является выполнение
работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых
индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, нанимающимся частной
практикой), а также по авторским договорам. При этом п. 3 ст. 236 Кодекса установлено, что данные выплаты не
признаются объектом налогообложения у налогоплательщиков-организаций, если они
не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль
организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Согласно п. 3 ст.
217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат
налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом
все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательным
актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов
местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных
в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в
частности, с выполнением физическим лицом трудовых
обязанностей, включая возмещение командировочных расходов.
Положениями указанных ст. ст. 217 и 238
Кодекса предусмотрено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов
на командировки как внутри страны, так и за ее пределами суточные,
выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим
законодательством, налогообложению не подлежат. Поэтому в отношении суточных
расходов предусматривается законодательное установление соответствующих норм.
Нормы расходов организаций на выплату
суточных утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от
08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату
суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой
базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим
расходам, связанным с производством и реализацией".
Поскольку установления специальных норм
суточных только для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц и
единым социальным налогом Кодексом не предусмотрено, полагаем, что
использование в этих целях норм расходов организаций на выплату суточных,
утвержденных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от
08.02.2002 N 93, не будет противоречить положениям Кодекса. При этом
фактический размер суточных, выплачиваемых работнику при направлении его в
служебную командировку, может превышать нормы, установленные данным Постановлением
Правительства Российской Федерации, и в соответствии со ст. 168 Трудового
кодекса Российской Федерации определяться коллективным договором или локальным
нормативным актом организации.
Сумма суточных, превышающая установленные
нормы, будет являться объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц
и единым социальным налогом с учетом положений п. 3 ст. 236 Кодекса.
Одновременно
сообщаем, что согласно п. 8 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
суточные, выплаченные с 1 января 2008 г. в соответствии с законодательством
Российской Федерации, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке
на территории Российской Федерации и не более
2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке, налогом на
доходы физических лиц не облагаются.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
21.01.2008