Проблемная ситуация: Вправе ли организация учесть при исчислении налога на прибыль расходы на проезд командированного
работника на такси из аэропорта в город или гостиницу?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 декабря 2007 г. N 03-03-06/4/880
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей
налогообложения прибыли организаций расходов на проезд командированного
работника и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях гл. 25 "Налог на прибыль
организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму
произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265
Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором). Расходами
признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп.
12 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или)
реализацией, относятся расходы организации на командировки, в частности на
проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
Следует отметить, что обоснованность
расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом
обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить
экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной
экономической деятельности.
Учитывая, что налоговое законодательство
не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и
условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов,
уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с
точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного
результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8
Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее
самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее
эффективность и целесообразность.
Аналогичная позиция изложена в
Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П.
Учитывая изложенное, считаем возможным
уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму расходов на проезд работника на
такси из аэропорта в город или гостиницу только при условии подтверждения их
экономической обоснованности. При этом обязанность проверки экономической
обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов возложена на налоговые
органы.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
19.12.2007