Проблемная ситуация: Какими нормативными актами
определяется правовое положение гаражно-строительных кооперативов? Признаются
ли средства, полученные гаражно-строительным кооперативом от своих членов на
оплату коммунальных услуг и содержание и ремонт
имущества кооператива, целевыми поступлениями в целях применения освобождения
от налогообложения налогом на прибыль на основании пп.
1 п. 2 ст. 251 НК РФ?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 октября 2007 г. N 03-03-06/4/138
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения
средств, полученных гаражно-строительным кооперативом от своих членов на оплату
коммунальных услуг, на содержание и ремонт имущества кооператива, и сообщает
следующее.
Отношения, связанные с созданием и
деятельностью потребительских кооперативов (в том числе гаражно-строительных
кооперативов), регулируются ст. 116 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации квалифицирует потребительский кооператив
как некоммерческую организацию. Вместе с тем согласно п. 3 ст. 1 Федерального
закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" положения
указанного Закона на потребительские кооперативы не распространяются. Правовое
положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов,
как это предусмотрено п. 6 ст. 116 Гражданского кодекса Российской Федерации,
определяются законами о потребительских кооперативах. Однако для
гаражно-строительных кооперативов (далее - ГСК) специальный закон не принят.
Действие Закона Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О
потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской
Федерации" в силу ст. 2 данного Закона на ГСК не распространяется. Таким
образом, правовое положение ГСК определяется Уставом ГСК в части, не
противоречащей действующему законодательству.
Средства ГСК состоят, в частности, из
вступительных, паевых, членских и иных целевых взносов членов товарищества.
Для целей обложения налогом на прибыль
организаций не являются доходами, учитываемыми в налоговой базе, вступительные
и членские взносы, а также паевые вклады (пп. 1 п. 2
ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)). Такие
средства признаются целевыми поступлениями на содержание некоммерческих
организаций и ведение ими уставной деятельности.
Что касается других обязательных
платежей, поступающих в ГСК, то в соответствии с общеустановленным порядком они
включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. При этом платежи на оплату коммунальных услуг (например, плата за
свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п.) одновременно с отражением
их в доходной части ГСК принимаются к вычету в составе расходов (так как должны
быть перечислены соответствующим организациям, оказывающим эти услуги) и тем
самым под налогообложение не попадают.
Кроме того, пп. "б" п. 25 ст. 1 Федерального закона от
24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской
Федерации" предусмотрено изложение пп. 1 п. 2
ст. 251 Кодекса в новой редакции, согласно которой к целевым поступлениям на
содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности
относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о
некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые
взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в
установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта,
капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу
собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному,
гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному
специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Положения пп. 1
п. 2 ст. 251 Кодекса вступают в силу с 1 января 2008 г. и распространяются на
правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.10.2007