Проблемная ситуация: О необходимости сохранения
обязанности применения контрольно-кассовой техники налогоплательщиками,
применяющими специальные налоговые режимы (УСН или ЕНВД).
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 сентября 2007 г. N 03-11-05/225
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обязанности применения
налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы,
контрольно-кассовой техники и сообщает следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный
закон) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в
случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику. При этом Федеральным законом
предусмотрено, что в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего
местонахождения индивидуальные предприниматели могут производить наличные
денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники при осуществлении некоторых видов
предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 2 Федерального закона).
Налогоплательщики, применяющие
специальные налоговые режимы, не освобождаются от обязанности применения
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в
случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 4 ст. 346.11,
п. 5 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации
в Определении от 24.02.2005 N 22-О не нашел оснований для принятия к
рассмотрению жалобы гражданина, в которой заявитель утверждал, что приобретение
контрольно-кассовой техники является для него непосильным бременем. При этом
Конституционный Суд Российской Федерации указал на положения ст. 34 Конституции
Российской Федерации о реализации права на предпринимательскую и иную не
запрещенную законом экономическую деятельность, которое
зависит от способностей и имущественного положения самого гражданина.
Постановлением
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16
"О некоторых вопросах практики применения административной
ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин"
даны разъяснения, согласно которым в целях соблюдения порядка общественных
отношений в сфере торговли и финансов, правил государственной разрешительной
системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов)
организацией и индивидуальным
предпринимателем должны исполняться положения Федерального закона, а также
требования, касающиеся качественных и технических характеристик
контрольно-кассовой техники, и иные условия, определенные Правительством
Российской Федерации на основании п. 1 ст. 4 Федерального закона.
Таким образом,
применение контрольно-кассовой техники имеет многофункциональное значение и
направлено на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания
услуг, защиту прав потребителя, а также охрану установленного порядка торговли
и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе
налоговой) дисциплины; применение контрольно-кассовой техники в
предпринимательской деятельности служит ведению учета поступления и выдачи
наличных денежных средств при совершении сделок.
Учитывая изложенное, считаем необходимым
сохранение обязанности применения контрольно-кассовой техники
налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
20.09.2007