Проблемная ситуация: Об отсутствии оснований для
исключения из объектов налогообложения земельным налогом земельного участка,
расположенного под зданием, которому присвоен статус памятника государственного
(областного) значения.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 сентября 2007 г. N 03-05-06-02/106
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу освобождения от уплаты
земельного налога и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 388 гл. 31
"Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности,
организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве
постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого
владения. Не признаются налогоплательщиками организации в отношении земельных
участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или
переданных им по договору аренды.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского
кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на
недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение
подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами,
осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с
ней.
Таким образом, основанием для взимания
земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок,
т.е. зарегистрированное в установленном порядке право собственности, право
постоянного (бессрочного) пользования.
Как следует из письма и прилагаемых к
нему материалов, земельный участок, на котором расположено здание учреждения,
предоставлен организации на праве постоянного (бессрочного) пользования. Однако
в письме отсутствует информация о государственной регистрации права постоянного
(бессрочного) пользования в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N
122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним".
В связи с этим, если право постоянного
(бессрочного) пользования земельным участком не зарегистрировано в
установленном законом порядке, на основании ст. 388 Кодекса обязанность по
уплате земельного налога не возникает.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
со ст. 389 Кодекса объектом налогообложения по земельному налогу признаются
земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на
территории которого введен земельный налог. При этом объектом
налогообложения по земельному налогу не признаются земельные участки,
ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации,
которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской
Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия,
историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Согласно пп. 4 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации
ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной
собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного
наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список
всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами
археологического наследия.
На основании Указа
Президента Российской Федерации от 30.11.1992 N 1487 "Об особо ценных
объектах культурного наследия народов Российской Федерации" присвоение
конкретному объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия народов
Российской Федерации означает отнесение его к высшей категории охраны и учета,
предполагающей особые формы государственной поддержки и включение его в
Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов
Российской Федерации. При этом отнесение
объектов к числу особо ценных осуществляется указом Президента Российской
Федерации.
В соответствии с Постановлениями Главы
Администрации Астраханской области от 27.12.1993 N 230 "О принятии на
охрану государства объектов, представляющих историческую и культурную
ценность" и от 27.10.1997 N 437 "О перечне памятников истории и
культуры, расположенных на территории Астраханской области" зданию, в
котором располагается учреждение, присвоен статус памятника государственного
(областного) значения.
Учитывая, что земельный участок, на
котором расположено здание учреждения, не соответствует требованиям,
установленным пп. 2 п. 2 ст. 389 Кодекса, в отношении
вышеуказанного земельного участка на федеральном уровне не предусмотрены
исключения из объектов обложения земельным налогом.
Однако п. 2 ст. 387 Кодекса
представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их
применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для
отдельных категорий налогоплательщиков.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
20.09.2007